Книга "Происхождение детских неврозов и психотерапия" Захаров А.И.— М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

В книгу вошли две основополагающие монографии видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых неврозов Александра Ивановича Захарова.

В работе "Неврозы у детей и подростков" рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Монография "Психотерапия неврозов у детей и подростков" - это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

 

В психологическом отношении невроз - парадоксальное средство решения проблем, реактивно-защитный способ их переработки, неосознаваемая попытка избавиться от них и обрести душевное равновесие. Неосуществимость такой попытки порождает пессимизм, неверие в свои силы и личностный регресс.

Вместо присущих детям доверчивости, наивности и непосредственности развиваются недоверчивость, настороженность и страх, представляющие собой неадекватную форму приспособления к действительности, основу для тревожно-мнительного и паранойяльно-защитного развития их личности и создающие среди сверстников мнение о таких детях как о "недотрогах".

Неверие в себя, иначе низкий уровень самопринятия, порождает недоверие к другим, к новому опыту, неспособность к переменам, что находит свое отражение в страхе изменения "я". Недоверие к себе (неуверенность) и недоверие к другим (страх изменения "я") создают неразрешимую для личности проблему "быть собой среди других".

Задача групповой психотерапии заключается в укреплении психического единства личности посредством нормализации межличностных отношений.

Оглавление

А.И.Захаров.Происхождение детских неврозов и психотерапия

Введение

Глава 1 Исходные понятия

Дефиниция.

Эпидемиология неврозов.

Конституционально-генетический фактор.

Глава 2 Своеобразие психического развития детей

Антенатальные патогенные факторы.

Дизонтогенез.

Темперамент.

Проблемы адаптации.

Глава 3 Страх и тревога в генезе неврозов

Определение страха и его разграничение.

Значение страха.

Диагностика.

Распространенность страхов.

Семейная обусловленность страхов.

Возрастные особенности.

Страхи при неврозах.

Глава 4 Обследование детей

Методика семейного приема.

Игра в кегли.

Интервью.

Рисование как способ диагностики.

Использование вопросников.

Внушаемость.

Глава 5 Личность родителей и отношения в семье

Состав семьи и образование родителей.

Личность родителей.

Социально-психологическая структура семьи.

Конфликт в семье.

Глава 6 Особенности воспитания

Неполная семья.

Глава 7 Патогенез неврозов у детей и подростков

Конституциональный фактор.

Нервно-соматическая ослабленность.

Преморбидные особенности детей.

Возрастной фактор

Понятие "жизненной ситуации".

Психическая травма.

Внутренний конфликт.

Нервно-психическое напряжение.

Патофизиология неврозов.

Личность родитепей

Личностный опросник Айзенка.

Личностный опросник Кеттэла.

Личностный опросник Лири.

Методика незаконченных предложений.

Методика Розенцвейга.

Цветовая методика Люшера.

Отношения в семье

Особенности воспитания

Патогенез неврозов у детей

Глава 8 Основные направления в психотерапии неврозов

Обзор отечественной литературы

Обзор зарубежной питературы

Глава 9 Семейная психотерапия

Глава 10 Индивидуальная психотерапия

Разъясняющая психотерапия

Применение психотерапии изобразительного творчества

Игровая терапия

Глава 11 Внушение и гипноз

Внушение наяву

Гипнотерапия

Глава 12 Групповая психотерапия

Заключение

Литература

Ссылки

 

 

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с книгами: 

-"Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез" Захаров А.И.- Л.: Медицина, 1988.

В работе "Неврозы у детей и подростков" рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Оглавление

Введение.

Глава 1. Исходные понятия.

Дефиниция.

Эпидемиология неврозов.

Источники психогений.

Конституционально-генетический фактор.

Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения.

Глава 2. Своеобразие психического развития детей.

Антенатальные патогенные факторы.

Перинатальные патогенные факторы.

Постнатальные патогенные факторы.

Невропатия.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность.

Дизонтогенез.

Темперамент.

Эмоциональный контакт родителей и детей.

Проблемы адаптации.

Упрямство.

Своеобразие детей до заболевания неврозом.

Глава 3. Страх и тревога в генезе неврозов.

Определение страха и его разграничение.

Значение страха.

Диагностика.

Распространенность страхов.

Семейная обусловленность страхов.

Возрастные особенности.

Страхи при неврозах.

Глава 4. Обследование детей.

Методика семейного приема.

Игра в кегли.

Интервью.

Рисование как способ диагностики.

Использование вопросников.

Внушаемость.

Глава 5. Личность родителей и отношения в семье.

Состав семьи и образование родителей.

Личность родителей.

Социально-психологическая структура семьи.

Конфликт в семье.

Глава 6. Особенности воспитания.

Неполная семья.

Глава 7. Патогенез неврозов у детей и подростков.

Конституциональный фактор.

Нервно-соматическая ослабленность.

Преморбидные особенности детей.

Возрастной фактор.

Понятие "жизненной ситуации".

Психическая травма.

Внутренний конфликт.

Нервно-психическое напряжение.

Патофизиология неврозов.

Изменения личности.

Заключение.

Приложение.

Шкала невротизации.

Использованные методики.

Литература.

 

-"Психотерапия неврозов у детей и подростков" Захаров А.И.– М.: Медицина, 1982. (на http://bookap.info)

Монография "Психотерапия неврозов у детей и подростков" - это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

Оглавление

Глава 1. Патогенетические обоснования психотерапии неврозов.

Глава 2. Семья как патогенетически обусловливающий фактор неврозов у детей и подростков.

Обследование семьи детей с неврозами.

Прародительская семья и ее влияние на родительскую семью.

Развитие детей до заболевания неврозом.

Личность родитепей.

Отношения в семье.

Особенности воспитания.

Патогенез неврозов у детей.

Глава 3. Основные направления в психотерапии неврозов.

Обзор отечественной литературы.

Обзор зарубежной литературы.

Глава 4. Семейная психотерапия.

Глава 5. Индивидуальная психотерапия.

Разъясняющая психотерапия.

Применение психотерапии изобразительного творчества.

Игровая терапия.

Глава 6. Внушение и гипноз.

Внушение наяву.

Гипнотерапия.

Глава 7. Групповая психотерапия.

Заключение.

Литература.

 

- "Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие" Набиуллина Р. Р., Тухтарова И.В. . -- Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003.

 

- статья "Происхождение страха" // Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Издательство "Союз", 2004.

- "Психология бессознательного: Сб. произведений" Фрейд 3./ Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский.—— М.: Просвещение, 1990. Глава "Психоанализ детских неврозов"

 

- "День страха" Цыбульский В.Е., Торлецкий С.А.— М.: КСП+, 2003.

- "Энциклопедия детских проблем" Захарова Ю. А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 171 с.

 

- «Психология развития и возрастная психология: конспект лекций» А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Каратьян - М.:Эксмо, 2008.- 68 с.

Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.

ЛЕКЦИЯ № 15. Проблемы детского возраста

ЛЕКЦИЯ № 17. Страхи детей

ЛЕКЦИЯ № 18. Влияние семьи и воспитания на формирование личности

ЛЕКЦИЯ № 22. Причины, пагубно влияющие на развитие ребенка

ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие

 

- “Как победить детские страхи. Простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться” Голутвина В.В. - Издательство: Гелеос, 2008. - 256 с.

Почему папа, всегда такой добрый и ласковый, так СТРАШНО кричит на маму? Почему милая собачка соседей вдруг бросилась со СТРАШНЫМ лаем? Почему кресло по ночам превращается в СТРАШНОЕ чудовище? Огромный, многообразный мир окружает ребенка. В нем столько необъяснимого, непонятного, рождающего страх. Ваше внимание, забота, желание выслушать и понять, а не отмахнуться: глупости все это! — не дадут детским страхам развиться в фобии и неврозы, развеют их как дым. Незаменимым помощником на этом трудном пути станет наша книга с конкретными советами и рекомендациями. Пусть ваш ребенок будет здоров!

Оглавление

Вступление

ЧАСТЬ 1. Что нужно знать о страхе?

ЧАСТЬ 2. Возрастные страхи

ЧАСТЬ 3. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ

ЧАСТЬ 4. Что делать

ЧАСТЬ 5. Специальные рекомендации

Заключение

 

- "Поймите своего ребенка" Вроно Е. М. . —— М.: Дрофа, 2002. — 224 с.

В книге детского психиатра анализируются многие жизненные ситуации, возникающие в семьях при воспитании «трудных» детей. Страхи, боязнь одиночества, темноты, чужих людей, детские депрессии, подростковые попытки самоубийства, неудовлетворенность собой — вот далеко не полный перечень вопросов, которые рассматривает автор.

Эта книга рассказывает о детских страхах и проблемах подросткового периода. О том, как у детей формируется понятие о несправедливости мира, возникает недоверие к родителям и всем взрослым людям. Нельзя сказать, что книга изобилует практическими советами, она скорее философична, информация подается на основе примеров из практики детского психотерапевта.

Оглавление

К читателю

Глава первая. ЭКСКУРС В ДЕТСКУЮ ПСИХИАТРИЮ

  Детские страхи

  Кому труднее?

  Cui prodest?

  Ложь во спасение

  «...И в вымыслах носился нежный ум»

  Невидимые миру слезы

  Меня не понимают...

  Чужой среди своих

  Смертная скука

  Охотники за привидениями

  «Кто не с нами, тот против нас»

  Очень важное отступление

Глава вторая. ПРЕВРАТНОСТИ ВОЗРАСТА

  Школа — всего лишь служба

  Новая жизнь

  Ученье — свет...

  Аршином общим...

  Крик о помощи

  «Жизнь — копейка»

  Горький смех

  Свет мой, зеркальце...

  Лекарство от любви

  «...В эти лета мы не слыхали про любовь»

  Доводы рассудка

  Страсть, старая как мир

  На планете другой...

  Радикальное средство

Глава третья. БРЕМЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

  Мера за меру

  Последняя жертва

  Без вины виноватые

  Осторожно, вирус!

  Враги

  Нескончаемый сериал

  Мать-и-мачеха

  Презумпция виновности

  Третий — лишний

  Хочу, чтобы меня еще не было

  Подкидыш Когда в семье война

Глава четвертая. СЕМЕЙНЫЕ ПУТЫ

  Кризис власти

  Золотая клетка

  Privacy

  Мирное сосуществование: ни мира ни войны

  Вниз по лестнице, ведущей вниз...

  Когда раскалывается мир...

  Психохирургия

  Лучшее — враг хорошего

И в заключение...

 

Как взрослеют детские страхи

(Источник: www.psilib.ru)

Как показывает мой опыт работы детским психологом, обычно родители очень боятся возникновения страхов у своих детей. Некоторые мамы и папы спешат обратиться к специалисту сразу же, как только они заметят проявления тревоги у своего ребенка, а некоторые, наоборот, приходят на консультацию только тогда, когда у их сына или дочери из-за страхов возникают проблемы со сном, учебой или общением.

Как же понять, когда ребенку нужна помощь, а когда он сможет сам справиться со своими страхами? Для этого взрослым нужно прежде всего знать о возрастной динамике страхов, то есть о том, как страхи «взрослеют» вместе с детьми. Тогда им легче будет судить о том, какие страхи являются нормальными для данного возрастного периода (или даже отражают достижения ребенка в развитии!), а какие – это уже повод для беспокойства родителей.

Если ваш ребенок ведет себя беспокойно уже в первые месяцы жизни, то вам, естественно, нужно задуматься о том, какие прежде всего физиологические потребности вашего малыша не удовлетворены полностью. Хорошо ли он кушает, спит, не мешает ли одежда его движениям, все ли в порядке с кишечником, тепло ли ему и т.п. Как вы видите, на данном этапе причины тревог ребенка весьма просты.

На втором - третьем месяце жизни у младенца обычно появляется первая эмоциональная реакция на мать и тех домашних, которые принимают активное участие в уходе за ним. Возникающий «комплекс оживления» доставляет, конечно, радость любящим родителям, вознаграждая их за бессонные ночи и дни, полные забот. Но есть и другая сторона медали у этого нового явления в развитии малыша. Вы можете заметить, что он проявляет беспокойство (чаще дышит, двигает ручками и ножками или даже плачет) в новой обстановке и при отсутствии матери. Однако, как правило, эти признаки пропадают при возвращении мамы или других близких.

Но в 7 месяцев ребенок начинает уже явно беспокоиться, если мамы нет в поле зрения. И это говорит о его нормальном развитии (появлении способности отличать маму от других лиц) и о формировании хороших эмоциональных отношений между матерью и малышом. Так что в этом случае поводом для беспокойства родителей должно, скорее, стать безразличие ребенка к уходу матери.

К 8 месяцам к страху потери матери добавляется боязнь незнакомых людей, которая представляет собой, по сути, продолжение того же страха.

Вообще, возраст 7 – 9 месяцев – это период повышенной чувствительности к возникновению страхов у детей! Поэтому постарайтесь быть особенно чуткими к потребностям малыша, а также окружить его ровной, искренней заботой и эмоциональной теплотой (ведь дети этого возраста легко различают настроение и эмоциональное состояние матери по голосу).

Обычно к полутора годам описанные страхи потихоньку пропадают. Если же вы видите, что ребенок их не «перерос», то стоит задуматься, во-первых, о том, не слишком ли тревожна и недоверчива мама при общении с другими людьми, во-вторых, о том, не нарушены ли отношения ребенка с близкими взрослыми, является ли для него его дом его крепостью. Если же вы исключаете обе эти причины, то, возможно, такое «застревание» на ранних детских страхах является признаком отклонения в развитии ребенка.

От 1 года до 2 лет у ребенка еще может появляться (а у кого появился, сохраняться) страх неожиданных резких звуков. Он обусловлен инстинктом, поэтому вряд ли стоит беспокоиться, если только эмоциональная реакция ребенка на испуг, например, плач, не затягиваются слишком надолго.

По мере роста ребенка укрепляется и его привязанность к близким. Поэтому от 2 до 3 лет могут возникать страхи одиночества и потери эмоционального контакта с матерью. Именно поэтому данный период считается не очень благоприятным для начала посещения яслей (или детского сада).

Иногда в этом возрасте детям начинают сниться страшные сны (часто со сказочными персонажами), поэтому могут появиться страхи перед засыпанием. Часто сказочные герои, пугающие ребенка во сне, являются отражением его опасений в реальной жизни, обычно страхов наказания со стороны родителей.

В возрасте от 3 до 5 лет у детей активно развивается воображение, поэтому могут появляться воображаемые страхи. Теперь ребята могут и днем бояться Бабу-Ягу, Кощея, Серого Волка и прочих злодеев, не существующих в реальности. Кроме этих страхов возможны и другие - одиночества, темноты и замкнутого пространства.

С 5 до 7 лет дети обычно начинают понимать, что жизнь людей не бесконечна и что смерть прерывает, в конце концов, существование всякого живого существа. Как следствие такого зрелого осознания у них возникает страх смерти. Ребенок начинает бояться своей смерти и смерти своих близких, прежде всего родителей. Остальные страхи, возникающие в этот возрастной период, например, страхи перед чертями, жителями потустороннего мира, боязнь пожаров, потопов, войны и пр., представляют собой разновидности все того же страха смерти.

В 6-7 лет в жизни ребенка происходят коренные перемены – он начинает учиться в школе и ощущает себя членом общества (пока еще школьного). Это многое меняет в мировоззрении первоклассников. Как правило, все нормально развивающиеся мальчики и девочки в возрасте от 6 до 10 лет хотят быть «хорошими», то сеть соответствовать ожиданиям взрослых. Поэтому меняются и страхи. Главный страх в данном возрасте – это страх быть не тем, кого ценят, любят и уважают. Отсюда могут вытекать страхи опоздать, не успеть, не понять, сделать не правильно, поступить плохо и т.п.

В развитии детей младшего школьного возраста есть еще одна особенность: им свойственно магическое мышление, поэтому они начинают бояться стечения «роковых» обстоятельств, таинственных явлений, суеверий. Но детская психика использует и традиционный детский прием борьбы со своими страхами – дети рассказывают друг другу страшные истории, и с удовольствием боятся все вместе! Из вариантов страха смерти, в силу магического мышления, сохраняется страх стихии.

В подростковом возрасте, то есть с 11 до 15 лет, возникают новые, противоположные задачи в развитии. Подростки, с одной стороны, стремятся принадлежать к какой-то группе, быть вместе со всеми, а с другой стороны, хотят сохранить свою индивидуальность, до конца «оформить» собственную личность. Поэтому и страхи в этот переходный период соответствующие. С одной стороны, подростков мучают страхи одиночества, отвержения и осуждения со стороны сверстников, они боятся не справиться со взятыми на себя обязательствами, не оправдать доверия. С другой стороны, они боятся быть не собой, быть обезличенным, боятся потерять власть над своими чувствами. Тело растущего ребенка в этот период резко меняется. Это провоцирует страх изменений, иногда боязнь заболеть. Помимо этого подростки продолжают испытывать страхи, возникшие на предыдущем этапе - страх войны, пожара, стихии.

К концу школьного обучения – в 16-17 лет – ребята, как правило, начинают всерьез задумываться о своем будущем. Поэтому могут возникать страхи, связанные с этими мыслями: страх не поступить в институт, не найти хорошую работу, остаться без семьи, страх самостоятельности и ответственности за свои решения и поступки и т.п.

Как вы видите, страхи детей действительно «взрослеют» вместе с ними, становясь более реальными и социальными. Поэтому, если описанные страхи появляются «вовремя» и не слишком ярко выражены, то воспринимайте это как одно из подтверждений нормального, своевременного развития вашего ребенка.

Если же ваш сын или дочь не просто чего-то опасаются, а страдают от этих переживаний, если страх становится навязчивым, если он осложняет жизнь вашего любимого чада, или если вы видите несоответствие страхов возрасту вашего ребенка, то в этих случаях лучше обратиться за консультацией к психологу.

Ломтева Т.А.,

психолог

 

Нервный тик у ребенка - болезнь или реакция на стресс?..

(Источник: www.psilib.ru)

Если заглянуть в медицинскую энциклопедию, то можно прочитать:

"Нервный тик - это навязчивые, повторяющиеся, возникающие помимо воли человека движения в виде сокращения некоторых групп мышц (мышц лица, шеи, головы и др.), которые могут быть беспорядочными или имитировать целенаправленные движения (например, движение шеи и головы "при тесном воротничке", мигание, нахмуривание, облизывание, жевание)". Тик может быть подавлен на время волевым усилием. Он исчезает во сне, но усиливается при волнении.

Безусловно, непроизвольные подмигивания, движения носом, бровями, подергивания плечами - все это довольно распространенные невротические проявления. А бывает и так, что одни нервные тики проходят, но вслед за ними появляются другие.

Так что это - болезнь или реакция на стресс? Нужно ли тик лечить или "само пройдет"? В этой статье мы постараемся прояснить эти вопросы.

Причина возникновения нервных тиков - разная. Чаще всего им подвержены дети в кризисные периоды своей жизни (в 5-7 лет, 10-11 лет). Чаще всего нервный тик возникает в результате психических переживаний (тогда его называют психогенным) или подражания (особенно у маленьких детей). Так же он может явиться следствием поражением центральной нервной системы, что бывает, например, при эпидемическом энцефалите. Тик мышц лица может быть вызван длительным раздражением, исходящим из воспалительных очагов на лице. Помимо этого такое состояние может быть вызвано и нехваткой в организме магния, который содержится в удобной для усвоения форме в бобовых растениях - фасоли и горохе, а также в кашах, гречневой и овсяной.

Естественно появляется вопрос: как лечить эту болезнь, и какие таблетки выпить, чтобы это прекратилось? Лечение зависит от природы появления тика. Но в любом случае, это лечение длительное, требующее большого терпения, и обязательно проводимое под наблюдением невропатолога.

Если тик вызван органическим процессом в центральной нервной системе или тканях, то лечение должно быть направлено на основное заболевание.

Другое дело, если тик возник во время стресса или в результате переживаний. Бывает так, что у эмоционального, смышленого малыша, который успешно занимается во многих кружках и дома "карпит" над уроками, вдруг начинает дергаться веко, или временами дрожит рука, или начинает часто хмурить бровки. И в данном случае, это не болезнь, а склад нервной системы, присущий, как правило, таким детям. Их нервная система находится в большем напряжении, чем у спокойных и флегматичных малышей. И проявления таких тиков могут длиться долго, но с возрастом, чаще к подростковому периоду, в основном проходят сами собой.

Однако, это не означает, что родители должны не беспокоить совсем, ожидая исчезновения "навязчивых движений". Напротив, нужно очень внимательно отнестись к повседневной жизни своего ребенка в семье, в коллективе (детсаду, школе, кружках, секциях), к его отношениям с друзьями. Проанализировать, нет ли дома или в школе каких-то психотравмирующих факторов. Может, вы излишне строги или требовательны к ребенку, но при этом не проявляете должного внимания к ее личной жизни, интересам, тревогам? Может, ему просто не хватает вашей любви, или проявления теплых чувств и эмоциональности в общении с другими близкими? Для восприимчивого ребенка очень важна спокойная, дружелюбная атмосфера в собственном доме. С другой стороны проанализируйте его отношения в школе. Учеба требует напряжения. И возможно ребенок тревожен, боится проверки знаний, или выглядеть хуже других при ответах. А как складываются отношения с одноклассниками? С учителями? Возможно, источник постоянного стресса именно в школе. Нужно обязательно постараться понять, в какие моменты (после каких ситуаций в школе или дома) начинают появляться подобные тики. Возможно, отследив эти моменты, Вы поймете, как предотвратить появление стрессовой ситуации.

Лечение тиков, возникших в результате стресса или переживания, должно быть направлено на снятие внутреннего и внешнего напряжения у ребенка. Для этого подойдут общеукрепляющие, успокаивающие средства, массаж, ванны. Единственное, что надо помнить: любые препараты, воздействующие на нервную систему, могут нести не только пользу, но иметь и различные побочные действия, которые не прибавят здоровья ребенку. Поэтому самолечением заниматься просто опасно - оно должно проходить под наблюдением невропатолога. Параллельно с этим можно и обратиться к психотерапевту, который может помочь ребенку психотерапевтическими приемами. Главное - выяснить и по мере возможности устранить причины появления нервного тика. Или найти способ другого реагирования на источник стресса.

Брилинг Е.Е.,

психолог

- "Как выйти из невроза" П. И. Юнацкевич, В. А. Кулганов- Издательство: Атон, 1998 г. - 122 с.(Практические советы психолога).

(на http://publ.lib.ru)

Как научиться противостоять болезни еще до ее проявления? Как создать в себе личность, имеющую мощный психологический барьер против страхов, растерянности, неуверенности в себе, которые неизбежно возникают и в неожиданной экстремальной ситуации, и в повседневной жизни?

На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в данной книге. В ней врачи-психологи дают практические советы и рекомендации по основам самоукрепления психического здоровья и профилактики нервно-психических заболеваний.

Оглавление

Как теряют психическое здоровье

Глава 1. О причинах неврозов

Что такое невроз?

Причины неврозов

Что говорит о неврозах Зигмунд Фрейд

Что вызывает психическая травма

Нарушения вегетативных функций

Психологические кризисы

Глава 2. Как делают своего ребенка невротиком

Детский невроз: Как его приобретают?

Как избежать развития невроза?

Как горе-родители формируют тревожность у детей дошкольного возраста

Антипедагогические рекомендации родителям

Глава 3. Как избежать невроза, разрешая конфликты

Природа конфликтов

Конфликты и нервы

Глава 4. Душевная поддержка невротикам, потерявшим интерес к жизни

Отношение религии к самоубийству

Нравоучения для невротиков

Духовная борьба с искушением самоубийства

Глава 5. Внутренняя гармония и психическое здоровье Когда можно ставить диагноз

Подумай о своем здоровье

Адаптация невротика

Глава 6. Бизнес-консультации для невротиков

Консультация клиента-невротика

Как построить рекламу для невротиков

Как можно улучшить настроение деловому человеку?

Как повысить работоспособность у невротизированного человека

Как невротику научиться владеть собой?

Заключение

Литература