Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги “Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов” Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. /Художники Соколов Г. В., Куров В. Н. — Ярославль: «Академия развития», 1997 г.

Аннотация к книге:

Книга поможет родителям поближе познакомиться с особенностями общения вашего ребенка. Путешествие по сложной, но очень интересной стране общения будет непростым, но удивительно увлекательным.

Что такое коммуникативные способности

Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться?

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Дети 5—6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми — педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение — тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Как это сделать? Этому и посвящена наша книга.

В первой ее части вашему вниманию будут предложены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут понять, как общается ваш ребенок, в чем причина его затруднений в контактах с окружающими. Во второй части мы предложим вам игры и посоветуем, как можно развивать коммуникативные способности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В третьей части будут предложены рекомендации тем родителям, воспитателям и педагогам, рядом с которыми растут дети с определенными трудностями в общении: застенчивость, агрессивность, неадекватная самооценка и некоторые другие.

Итак, в добрый путь! Но сначала внимательно познакомьтесь с принципами, которые должны быть положены в основу вашего общения с детьми.

Принципы отношений родителей с детьми

Я не всезнайка.

         Поэтому я и не буду пытаться быть им.

Я хочу, чтобы меня любили.

         Поэтому я буду открыт любящим детям.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства.

         Поэтому я позволяю детям учить меня.

Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий.

         Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребёнка

Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле.    

         Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

Я — единственный, кто может прожить мою жизнь.

          Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.

Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя.

          Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли.

          Поэтому я буду стараться смягчать удары.

Я чувствую страх, когда я беззащитен.

          Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

 

Диагностика уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте можно выделить несколько особенностей личностного развития ребенка, на которые следует обратить внимание, отвечая на вопрос: «Что помогает и что мешает моему ребенку общаться с другими?

Наиболее достоверным диагностическим методом, видимо, можно считать наблюдение за тем, как ребенок ведет себя в повседневных ситуациях, как он играет с ребятами, что он делает, когда в доме много незнакомых людей. Психологи заметили, что дети, имеющие проблемы в межличностном общении, боятся смотреть в глаза собеседнику, часто имеют такие привычки, как грызение ногтей, непроизвольное подергивание головой, плечами или другими частями тела, порой болезненно реагируют на слова окружающих.

Зачастую в игре ребенок проявляет те чувства и отношения, которые скрыты для других да и для него самого. Например, девочка, играя с куклой, наказывает ее, повторяя фразу: «Так тебе и надо, дрянная девчонка! Иди в угол, чтобы я тебя больше не видела...» Ваш сын, играя с мальчиками, стремится к «победе» любой ценой. «Я лучше знаю! У тебя все равно не получится!» — кричит он. Присмотритесь к играм детей — не правда ли, порой в них зеркально отображается наша взрослая жизнь?!

Как помочь детям с нарушениями в общении

Несколько слов об отличительных особенностях этого возраста. К ним относятся: чувство уверенности в себе при общении (или при некоторых условиях развития — ощущение своей неполноценности), а также осознание своих возможностей: «На что я способен? »

Наиболее часто родителей, воспитателей и педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, не уверенность в себе, страхи, вранье и т. п. Кром того, не всегда нам, взрослым, понятно, почему ребенка нет друзей, не складываются отношения братом (сестрой), он не ходит гулять, так как на него не обращают внимания.

Для того чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять и причины. К ним мы относим: неблагополучны отношения в семье, которые, проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность — это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

Меланхолический темперамент характеризуется низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. На этом фоне могут развиться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди.

Главное, дорогие родители и воспитатели: не стремитесь переделать ребенка! В каждом из этих типов темперамента есть свои положительные черты. Опирайтесь в общении с ребенком на них!

Беспокойный ребенок

Вы вдруг стали замечать, что ребенок стал обостренно эмоционально реагировать на все происходящее вокруг. То и дело у него на глазах появляются слезы, он стал обидчив, а то вдруг наступают приступы безудержного смеха. Ребенок учится управлять своими эмоциями, он начинает понимать, что эмоции должны быть адекватны определенной ситуации. У него пока еще не очень хорошо получается справляться с ними, но ... пройдет немного времени, и такой беззаботный и импульсивный малыш станет более уравновешенным, спокойным, даже, может быть, немного замкнутым в себе.

Седьмой год жизни ребенка — кризисный, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Ребенок стремится привлечь к себе внимание, пусть иногда и не очень адекватными способами. А взрослый не всегда выбирает правильную тактику поведения, он начинает ругать ребенка за его «кривляния» и «истерики», не вполне понимая, с чем они связаны. И что в результате? Такой искренний, такой открытый ребенок становится молчаливым и замкнутым, он все больше и больше отдаляется от родителей. А потом это противоречие углубляется, становится все шире и вытекает в подростковые конфликты.

Нерадостная получается картина... «Что же делать?» спросите вы- Давайте попробуем уделить чуть больше внимания эмоциям нашего ребенка. Попробуем разобраться с причинами их появления, а также помочь ребенку познакомиться с различными! эмоциями и с тем, как они проявляются.

Не соответствующее ситуации эмоциональное реагирование может быть связано с тем, что ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции. А может быть другая ситуация: ребенок становиться нервным из-за того, что он видит вокруг. Если мама с папой постоянно ссорятся, а ребенок только и слышит: «Отстань!», «Не мешай!», он, естественно, все это переживает внутри себя, и эти переживания проявляются в его эмоциональных реакциях. Подумайте, в чем причина такой неуравновешенности? Может быть, нужно просто несколько изменить стиль отношений в вашей семье?

В любом случае необходимо познакомить малыша с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются. Этому будет посвящена первая часть данной главы. Во второй ее части мы опишем некоторые упражнения тренинга мышечного расслабления для детей. Эмоционально неустойчивые дети часто отличаются общей двигательной расторможенностью, беспокойным сном, они иногда бывают сильно напряжены, что также влечет за собой эмоциональные срывы. Расслабление способствует снятию мышечного напряжения и эмоционального возбуждения. Более подробно об этом тренинге мы поговорим непосредственно перед его описанием.

А теперь несколько рекомендаций, касающихся того, как строить стиль своего поведения с вашим беспокойным ребенком:

— избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи;

— своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражаем вам в своем поведении;

— уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, яо в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;

— помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

Ребенок с нарушением самооценки

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Но зачастую родители забывают, что процесс этот начинается уже в самом раннем возрасте. Кому из нас не приходилось слышать подобные реплики: «Ну вот, посмотри, как сделал Петя. А что опять у тебя получилось?!» Или: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать буквы и т. п.) так и не научился!» Много, много подобных высказываний можно услышать от родителей, которые не задумываются над тем, что именно из их оценок и складывается, в первую очередь, мнение ребенка о самом себе. Именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у нашего ребенка складывается ощущение благополучия — неблагополучия, которое в некоторой степени может помочь нам предположить, кем он станет в будущем: «лягушкой» или «принцем». «Принц» (победитель) — это человек, преуспевающий в любом деле, которое он выполняет. «Лягушка» (неудачник) — тот, кто считает себя не в силах осуществить намеченное.

Наша самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае выигрыша. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны слушать меня». Такой ребенок порой бывает агрессивным по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.

Это, конечно, очень краткие описания наших «лягушек» и «принцев». Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, уже узнал в них своего ребенка?

А теперь несколько советов родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки.

— Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

— Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

— Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

— Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

— Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

— Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

«Что же нам делать, если самооценка нашего ребенка неадекватна?» — часто возникает вопрос. Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку; каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам — все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе. Мы рекомендуем вам выполнить с вашим сыном или дочерью ряд упражнений, которые помогут ему или ей лучше осознать себя и сформировать положительное отношение к самому себе. Некоторые из этих игр родители могут провести отдельно со своим ребенком, для других необходимо несколько детей, т. е. их можно организовать во время детских праздников, совместных прогулок и т. п., эти игры также могут оказаться полезными для воспитателей детских садов и для психологов, ведущих коррекционную работу с детьми.

Конфликтный ребенок

Наверное, с детскими ссорами встречается каждая мама. Но у одних дети ссорятся и быстро мирятся друг с другом, у других же ребенок более конфликтен, ссоры и драки сопровождают его постоянно, он не может найти выход даже из самых простых ситуаций. Существует много факторов, вызывающих вечные ссоры и способствующих развитию конфликтности. Например, в семье растет ребенок-задира. Он постоянно задирает своего брата или сестру и детей, с которым общается, если знает, что ему не дадут сдачи. Возможно, такому ребенку не хватает в семье внимания и заботы, и он стремится оказаться в центре внимания, а драка — хороший способ не только оказаться в центре, но и показать свое превосходство над другими. Иная ситуация: ребенок, который постоянно «ищет» неприятностей. Кажется, что он специально провоцирует других детей, а в итоге сам оказывается жертвой конфликта. Такой ребенок нуждается в родительской помощи даже больше, чем задира, т. к. его поведение само по себе, или, как любят говорить. некоторые родители, «с возрастом», не проходит.

Б. Спок пишет, что для общения с конфликтными детьми очень важно, насколько родители последовательны в своем желании добиться прекращения нескончаемых ссор. Некоторые из них, прося ребенка прекратить ссору, не показывают должной уверенности. Одни родители постоянно нервничают, т. к. ждут ссор от своих детей, жалуются другим, нередко в присутствии ребенка; у других появляется какое-то скрытое смирение перед этой чертой характера ребенка, они воспринимают его конфликтное общение как неизбежность. Однако с конфликтным поведением ребенка можно и нужно бороться. Но вначале важно определить причины конфликтности. Их может быть несколько. Возможно, конфликтность является следствием эгоистичности вашего ребенка. Если дома он — безусловный центр всеобщего внимания и малейшее его желание сразу же выполняется, то, разумеется, ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и, конечно, не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. В таком случае родителям необходимо не только несколько изменить свое отношение к ребенку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми.

Возможна и обратная ситуация, когда ребенок в семье “заброшен”. Он вымещает накопившиеся в его маленькой душе чувства в ссоре. А, может быть, ребенок видит, как дома мама постоянно ссорится с папой, и просто начинает подражать их поведению.

В любом случае почти всегда конфликтное поведение ребенка является сигналом, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому, занимаясь с конфликтным ребенком, будьте готовы к тому, что и вам придется несколько изменить свое поведение. Это иногда бывает довольно сложно сделать, но успеха без такого изменения вам добиться будет очень сложно. Мы, в свою очередь, постараемся помочь вам, описав некоторые несложные упражнения, которые помогут ребенку овладеть навыками бесконфликтного общения.

Но вначале несколько советов, касающихся стиля поведения родителей с конфликтными детьми

— сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;  

— не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

— после конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;

— не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

— не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т. к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Застенчивый ребенок

Застенчивость — это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, ее даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

— застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

— она удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

— застенчивость не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

— она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

— застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

— застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Быть застенчивым — значит бояться людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмо4; цию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии ребенка с другими людьми и закрепляется.

Может быть, ваш ребенок за свои 5 или 6 лет уже несколько раз испытывал опыт неудачного общения с людьми в определенных ситуациях, или знает, как общаться, но по определенным внутренним причинам не хочет этого. Он может чувствовать неадекватность собственного поведения и испытывает постоянную тревогу по поводу своих действий. Ощущение собственной несостоятельности, связанное с общением, может вести и к самоунижению («Я застенчивый», «Я жалкий», «Я неспособный», «Я без мамы не могу»).

Рассказы застенчивых мальчиков и девочек о себе представляют унылую картину. Мальчики считают, что они слишком слабые, очень некрасивые и вообще менее симпатичные, чем их незастенчивые сверстники. Аналогично застенчивые девочки описывают себя как непривлекательных и менее умных, чем их подруги.

Но давайте подумаем, действительно ли застенчивые дети менее симпатичные или они лишь ощущают себя такими, потому что не умеют себя преподнести. А может быть, иногда и мы, взрослые, негативно отзываемся о застенчивом ребенке, еще больше занижая его самооценку. Также есть вероятность, что и сам ребенок слишком критично относится к себе. Это утверждение подтверждается также исследованием, что среди младших школьников застенчивые отличаются нетерпимостью к другим и в то же время сниженным самоуважением.

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться— общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький. С возрастом у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке». Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, а даже мешает ее преодолеть. Ребенок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, еще больше его сковывает.

Давайте вместе подумаем и выработаем определенный стиль поведения с застенчивыми детьми:

— расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно относиться к новым местам;

— не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий;

— постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах;

— привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Надо узнать, про что эта интересная книга с замечательными картинками. Давайте спросим библиотекаря (продавца) и попросим дать нам ее посмотреть». Обычно в такой ситуации «вынужденного» общения, например, на приеме у врача, в детской библиотеке, в гостях у соседки, ребенок сначала скован настолько, что здоровается только шепотом, отводя глаза, и не отрываясь от руки матери. Зато, уходя, прощается громко и отчетливо, иногда даже улыбается.

Иногда застенчивость у ребенка с возрастом проходит. Но, к сожалению, такое счастливое преодоление застенчивости встречается далеко не всегда. Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых: родителей — с одной стороны и воспитателей детского сада — с другой. Работа по преодолению застенчивости должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует от взрослых осторожности, деликатности, т. к. застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы от них ожидаете. Особая тактичность по отношению к таким детям требуется от воспитателя: в группе перед «зрителями» неуверенность в себе становится больше, и ребенок острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия.

Замкнутый ребенок

«В чем же разница между застенчивостью и замкнутостью?» — спросите вы. Для ответа на этот вопрос давайте вспомним, как мы определили коммуникативные способности ребенка в начале книги: это некоторые индивидуально-психологические особенности личности, которые включают в себя три компонента:

— Я хочу общаться с другими (мотивация общения).

— Я знаю, как общаться с другими (знакомство с коммуникативными навыками).

— Я умею общаться с другими (уровень овладения коммуникативными навыками).

Застенчивый ребенок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания.

Замкнутый же ребенок не хочет и не знает, как общаться. В этом различии психологических особенностей общения замкнутых и застенчивых детей и кроется секрет коррекции этих личностных качеств.

При работе с застенчивым ребенком мы стараемся сформировать у него коммуникативные умения, а если наш ребенок замкнутый, то работа должна быть прежде всего направлена на формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков у ребенка. Исходя из этого различия, мы и подбирали упражнения на коррекцию застенчивости и замкнутости.

Замкнутость ребенка имеет, конечно, свои истоки.

Она выступает в поведении ребенка достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка (переезд на дачу, поездка в гости и т. п.). Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию.

Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.

При общении с замкнутым ребенком необходимо постоянно расширять круг его пассивного общения, например, разговаривать в присутствии малыша с кем-то незнакомым или малознакомым. При этом старайтесь создать такие условия, в которых ребенок чувствовал бы себя спокойно и безопасно, например, при разговоре держите его за руку или поглаживайте по голове.

В процессе постепенного приобщения ребенка к обществу у него постепенно формируется спокойное и адекватное отношение к общению, развиваются необходимые навыки общения, совершенствуется речь. Замкнутость можно и нужно корректировать. В нашей книге мы представим ряд упражнений, которые помогут вам в этом. Но сначала несколько советов родителям замкнутых детей:

— расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

— подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

— стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

— если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.

Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость вашего ребенка не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.

Заключение

Однако, работая с ребенком, помните, что в жизни маленького человека нет и не может быть никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств, действий. Изменить поведение ребенка — нереальная задача, если вы не присмотритесь к себе, не измените себя.

 

P.S.

Рекомендуем ознакомиться с книгами и материалами:

- Спок Б. "Ребенок и уход за ним" - Мн.: Попурри, 2008. - 601 с.

 

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?

Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения с взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. "Проблемные", "трудные", "непослушные" и "невозможные" дети, так же как дети "с комплексами", "забитые" или "несчастные" - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношении в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка!

 

Учите детей общаться

 

Отношения со сверстниками от 3 до 7

Что значит «научить общаться»? Проблемы детского общения

Роль общения в психическом развитии человека

О чем разговаривают дошкольники

 

Галигузова Н., Смирнова Е. Ступени общения: от 3 до 6

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

 

Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста

 

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практиче-ское пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах.

"Как научить детей сотрудничать?" — это сборник психологических игр и упражнений. Он адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их "эмоционального интеллекта" и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения.

 

Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребенок

Книга Екатерины Мурашовой «Ваш непонятный ребенок» посвящена проблемам воспитания и психологического развития детей дошкольного и школьного возраста. Автор опирается на богатый практический опыт, накопленный за годы работы в районной детской поликлинике Санкт-Петербурга, где ей, консультанту широкого профиля, приходится сталкиваться с разнообразными проблемами детей всех возрастов. Это и задержки в развитии речи, гиперактивность, агрессивность, застенчивость, всевозможные фобии, трудности школьной адаптации, неуспеваемость, тяжелые кризисы подросткового возраста и многое другое. Именно поэтому подзаголовок книги «Психологические прописи для родителей» — не просто фигура речи. Ведь суть книги Мурашовой — помочь современному родителю, решая конкретную проблему, найти общий язык с ребенком, и часто обучение здесь начинается с самых простых, «прописных» истин.

 

- "Учусь правильному общению" Старыгина В.А.

 

- "Азбука общения" методическая разработка (1 класс)

 

- «Психология развития и возрастная психология: конспект лекций» А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Каратьян - М.:Эксмо, 2008.- 68 с.

Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.

ЛЕКЦИЯ № 7. Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности

ЛЕКЦИЯ № 13. Эмоциональность речи и развитие структуры ее понимания и порождения

ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка

ЛЕКЦИЯ № 15. Проблемы детского возраста

ЛЕКЦИЯ № 22. Причины, пагубно влияющие на развитие ребенка

ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие

 

- "Конфликтные дети" Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова - М.: Эксмо, 2010. - 176 с.: ил. - (Растим первоклашку).

Книга посвящена проблеме зарождения и развития межличностных отношений между детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она содержит описание диагностических методик, позволяющих определить особенности детских взаимоотношений. Особое внимание уделяется проблемным формам отношения к сверстникам - агрессивности, застенчивости, обидчивости и пр. Подробно описана система игр, направленных на формирование доброжелательного климата в детском коллективе.

Цель книги - помочь педагогам, психологам и родителям понять особенности детcких взаимоотношений, выявить возможные отклонения в развитии личности ребенка и найти решение проблем, возникающих в воспитании детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Отношение к себе и к другому

Развитие общения детей и отношения ребенка к сверстнику

Часть 1 МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обработка данных и анализ результатов

Методы, выявляющие субъективные аспекты отношения к другому

Понятливость

Картинки

Беседа

Методика Рене Жиля

Незаконченные истории

Детский апперцептивный тест (CAT)

Методические рекомендации по проведению диагностики межличностных отношений

Часть 2 ПРОБЛЕМНЫЕ ФОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ

Проявления агрессивности в группе дошкольников

Психологические особенности детей, склонных к агрессии

Индивидуальные варианты детской агрессивности

ОБИДЧИВЫЕ ДЕТИ Феномен детской обиды и критерии выявления обидчивых детей

Личностные особенности обидчивых детей

ЗАСТЕНЧИВЫЕ ДЕТИ

Критерии выявления застенчивых детей

Личностные особенности застенчивых детей

ДЕМОНСТРАТИВНЫЕ ДЕТИ

Особенности поведения демонстративных детей

Личностные особенности и характер отношения к сверстникам демонстративных детей

ДЕТИ БЕЗ СЕМЬИ Психологические особенности детей, воспитывающихся без родителей

Особенности общения воспитанников детского дома

Характер межличностных отношений детей в детском доме

Общие особенности детей с проблемными формами отношения к сверстникам

Часть 3 ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ НА ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К СВЕРСТНИКАМ

Родительское отношение как причина детской конфликтности

Соотношение личностного и нормативного начала в отношении родителя к ребенку

Ценностные ориентации и ожидания родителей дошкольников

Особенности стиля родительского воспитания

Влияние системы дошкольного воспитания на отношение ребенка к сверстникам

Основные принципы и своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики

Особенности общения детей в вальдорфском детском саду

Особенности межличностных отношений детей в обычном и в вальдорфском детском саду

Часть 4 СИСТЕМА ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений

Этапы развивающей программы (описание игр) 1-й этап. Общение без слов

2-й этап. Внимание к другому

3-й этап. Согласованность действий

4-й этап. Общие переживания

5-й этап. Взаимопомощь в игре

6-й этап. Добрые слова и пожелания

7-й этап.Помощь в совместной деятельности

Методические рекомендации по проведению игр

Приложение

 

Чуковский К.И. От двух до пяти

Книгу Корнея Ивановича Чуковского `От двух до пяти` будут читать и перечитывать, пока существует род человеческий, ибо книга эта о душе ребенка. Чуковский едва ли не первым применил психологические методы в изучении языка, мышления и поэтического творчества детей, без устали доказывая, что детство - вовсе не какая-то `непристойная болезнь, от которой ребенка необходимо лечить`. При этом `От двух до пяти` - не просто антология увлекательных рассказов и детских курьезов, это веселый, талантливый и, пожалуй,единственный в своем роле учебник детоведения, заслуженно вошедший в золотой фонд детской психологии и педагогики. А для каждого взрослого это еще и книга о возвращении к самим себе.

 

Луговская А., Кравцова М.М. Ребенок без проблем! Решебник для родителей

Эта книга - не учебник по детской психологии, не рассказ о новейших достижениях современной науки, это сборник готовых решений, который поможет справиться с самыми острыми проблемами, терзающими всех родителей при воспитании детей.

Ваш ребенок часто плачет? Плохо ест? Боится темноты или собак? Не хочет идти в детский сад? Воюет с братом или сестричкой? Не вылезает из-за компьютера? Эти проблемы знакомы почти всем мамам и панам. Мы предлагаем вам оптимальный выход из всех сложных ситуаций! Авторы книги — практикующие психологи — дают простые и действенные рекомендации, которые помогут родителям решить все проблемы и сделать детство своего ребенка безоблачным!

 

ДРУЖБА (каталог книг по теме на www.deti.spb.ru)

 

Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх

 

- ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ С НЕЗНАКОМЫМИ ВЗРОСЛЫМИ - Захарченко Н.А., Ситдикова С.Н., Кулинцева Ю.С. (http://sisp.nkras.ru) электронный научный журнал "Современные исследования социальных проблем"

В статье рассматриваются и анализируются основные подходы к осмыслению феномена доверия, его содержательные характеристики, а также условия, определяющие доверие детей к незнакомым взрослым. В данной статье представлена авторская программа формирования и развития навыков адекватного поведения дошкольников и младших школьников к незнакомым взрослым. Раскрыты основные этапы программы и особенности психологической деятельности на каждом из них. Показана особая роль диагностической работы психолога на основном и итоговом этапе программы, результаты которой позволяют не только определить в целом уровень и содержание доверия детей к незнакомым взрослым, но и выявить детей с очень высоким или очень низким уровнем доверия. Представленная в статье программа способствует решению актуально проблемы современности, связанной с безопасностью детей дошкольного и младшего школьного возраста.