"Гендерная психология: Учебное пособие." Бендас Т. В. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

(на books.google.ru)

 

В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе — не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин.

 

Оглавление

Предисловие 6

Глава 1. Введение в гендерную психологию 9

Краткая история формирования гендерной психологии 9

Стратификация полов в разных культурах 33

Предмет, задачи и методы гендерной психологии . 38

Теории и концепции 42

Выводы 55

Вопросы для самопроверки 58

Учебные задания 58

Глава 2. Индивидные характеристики 60

Рост 60

Вес 65

Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату энергии 66

Питание и отношение к еде 69

Телосложение 71

Некоторые физиологические показатели 80

Выводы  82

Вопросы для самопроверки 83

Учебные задания 84

Глава 3. Гендерная демография 85

Здоровье и болезни 85

Пропорция полов в обществе 89

Продолжительность жизни и смертность 97

Выводы 102

Вопросы для самопроверки 102

Учебные задания 103

Глава 4. Психомоторика 104

Моторика в детском возрасте 104

Моторика у взрослых: тремор, сила, дифференцированность мышечного напряжения, волевое усилие 107

Скорость, точность и тренировка психомоторики 114

Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях 17

Лифтинг и причины половых различий в моторике 122

Выводы 124 Вопросы для самопроверки 125

Учебные задания 126

Глава 5. Ощущения и восприятие 127

Зрительная модальность 127

Зрительно-пространственные способности 139

Слуховая модальность 152

Тактильная модальность 156

Другие модальности 159

Социальная перцепция 165

Выводы 169

Вопросы для самопроверки 172

Учебные задания 173

Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 174

Внимание и память 174

Общий интеллект, речь и математические способности 182

Эмоциональные состояния 192

Выводы  197

Вопросы для самопроверки 198

Учебные задания 199

Глава 7. Личностные характеристики 200

Мотивация достижения и аффилиации 213

Мотивация власти и доминантность 221

Другие характеристики личности 229

Выводы  238

Вопросы для самопроверки  240

Учебные задания 241

Глава 8. Социальное поведение 243

Стиль поведения 243

Успешность деятельности 252

Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола 263

Выводы 272

Вопросы для самопроверки 274

Учебные задания 274

Глава 9. Гендерные отношения 276

Гендерная сегрегация в детских группах 279

Мужчины и женщины в деловом мире 293

Дружеские и сексуальные гендерные отношения 299

Супружеские отношения 309

Взаимоотношения родителей и детей в семье 318

Девиантные отношения 325

Выводы 333

Вопросы для самопроверки 335

Учебные задания 336

Глоссарий 337

Литература 346

Приложение к главе 1 371

Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 371

Исследования гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) .... 372

Приложение к главе 2. 393

Методика Люшера 393

Приложение к главе 3 394

Методика самооценки С. Я. Рубинштейн 394

Методика Э. Лахельмы и коллег (модификация Т. В. Бендас) 394

Приложение к главе 4 395

Методика миокинетической диагностики Миры-и-Лопеца 395

Методика изучения точности движения рук в условиях меняющегося положения тела К. X. Кекчеева и Г. П. Поздновой 396

Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлинского 396

Приложение к главе 5 397

Методики изучения зрительно-пространственных способностей 397

Методики изучения социальной перцепции 398

Методика изучения свидетельских показаний А. Ф. Кони 400

Методика «Свидетельские показания» Т. Линдхольма (Lindholm, 1999) 400

Приложение к главе 7 403

Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулипности-феминности . . . 403

Изучение гендерных установок у детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана) 405

Сравнение своих успехов с другими (методика Е. Хесерингтона и коллег, модификация Т. В. Бендас) 405

Методика ТАТ (вариант X. Хекхаузена) — математическая обработка в модификации Т. В. Бендас 406

Проективная методика изучения мотивации достижений Люннеборга и Розенвуда, модификация Т. В. Бендас 410

Проективная методика избегания успеха М. Хорнер (Horner, 1987), модификация Т. В. Бендас 410

Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза (1970): Мак-V 411

Приложение к главе 8 417 Методика изучения ориентации руководителя А. А. Ершова 417

Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза—К. Шнейера, модификация Т. В. Бендас 424

Методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения менеджера А. Кэнн и Д. Зигфрида, модификация Т. В. Бендас 425

Тренинговое упражнение «Деловые переговоры мужчин и женщин» (разработано К. Джонсон (Johnson, 1994), модификация Т. В. Бендас) 427

Предметный указатель 429