"Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений" Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен . —— М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.

Учебное пособие предназначено студентам, выбравшим для углубленного изучения проблему интеллектуального развития детей. Предлагаются методики умственного воспитания дошкольников в процессе овладения элементарными математическими представлениями, познания природного и социального мира, развития речи; диагностические методики. Может быть полезно практическим работникам ДОУ.

Оглавление

Предисловие

I Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста: теоретический аспект проблемы

1. Определение понятий

Практическое задание 1

Практическое задание 2

Практическое задание 3

Практическое задание 4

Практическое задание 5

Формы самостоятельной работы студентов

Выводы

Вопросы для обсуждения

2. Психологические закономерности развития ребенка дошкольного возраста

Практическое задание

Формы самостоятельной работы студентов

Выводы

Вопросы для обсуждения

3. Отечественная психология о закономерностях развития познавательных процессов в детском возрасте

Практическое задание

Практическое задание

Формы самостоятельной работы студентов

Выводы

Вопросы для обсуждения

4. Зарубежная психология о закономерностях интеллектуального развития

Концепция Ж. Пиаже Дж.

Брунер о принципах построения процесса обучения

Практическое задание

М. Вертгеймер об этических аспектах процесса обучения

Практическое задание

Формы самостоятельной работы студентов

Выводы

Вопросы для обсуждения

5. Интеллектуальное развитие дошкольника как предмет исследования психологии на современном этапе

Рекомендуемая литература

II. Развитие познавательных процессов: диагностика и коррекция

1. Методы исследования познавательной сферы ребенка

Практическое задание 1

Практическое задание 2

Формы самостоятельной работы студентов

Выводы

Вопросы для обсуждения

2. Пути и средства развития познавательных функций

Формы самостоятельной работы студентов

Выводы

Вопросы для обсуждения

3. Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста: основные направления диагностической и коррекционной работы на современном этапе

Рекомендуемая литература

III. Развивающее обучение математике

1. Теоретические основы развивающего обучения

Вопросы для обсуждения

2. Характеристика систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Вопросы для обсуждения

3. Педагогические аспекты проблемы развивающего обучения.

Вопросы для обсуждения

Формы самостоятельной работы студентов

Рекомендуемая литература

IV. Психолого-дидактические основы развития понятия числа у детей дошкольного возраста

1. Психологические условия формирования понятия числа

Вопросы для обсуждения

2. Дидактические основы формирования понятия числа

Вопросы для обсуждения

3. Содержание и методика развития понятия числа у детей

Вопросы для обсуждения

Практические занятия

Формы самостоятельной работы студентов

Рекомендуемая литература

V. Речь в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

1. Теоретические основы взаимосвязи умственного и речевого развития детей

Вопросы для обсуждения

2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи как составная часть умственного воспитания дошкольников

Вопросы для обсуждения

3. Роль занятий по развитию речи в умственном воспитании детей

Вопросы для обсуждения

Практическое занятие

Вопросы для обсуждения

Формы самостоятельной работы студентов

4. Диагностика умственного и речевого развития детей

Вопросы для обсуждения

Рекомендуемая литература

VI. Природа как фактор интеллектуального развития детей

1. Познавательные возможности детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения

2. Теоретические основы систематизации природоведческих знаний

Вопросы для обсуждения

3. Возможность усвоения детьми дошкольного возраста различных систем природоведческих знаний

Практическое занятие

1 Практическое занятие

2 Рекомендуемая литература

VII. Ознакомление дошкольников с процессом развития в живой природе

1. Психологические основы ознакомления дошкольников с процессом роста и развития живых существ

Практическое занятие

2. Представления о росте и развитии растений и животных в стихийном опыте дошкольников

Практическое занятие

3. Формирование у дошкольников в процессе обучения динамических представлений о росте и развитии живых существ

Практическое занятие

Вопросы для обсуждения

Рекомендуемая литература

VIII. Формирование у дошкольников представлений о многообразии живых существ

1. Особенности знаний детей о животных

Практическое занятие

2. Формирование обобщенных представлений о животных

Практическое занятие

Рекомендуемая литература

IX. Методы повышения познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с социальной действительностью

1. Социальный мир в развитии познавательной активности ребенка

Вопросы для обсуждения

2. Значение методов в активизации познания детьми социальной действительности

Вопросы для обсуждения

3. Разработка методов, повышающих познавательную активность детей

Вопросы для обсуждения

4. Использование методов в разных видах деятельности

Вопросы для обсуждения

5. Принципы сочетания методов в педагогическом процессе

Вопросы для обсуждения

Рекомендуемая литература

X. Формирование познавательного интереса у старших дошкольников на материале ознакомления с техникой

1. Введение

Вопросы для обсуждения

Темы рефератов, докладов

2. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения

Темы рефератов, докладов

3. Психолого-педагогические аспекты формирования познавательных интересов у дошкольников

Вопросы для обсуждения

Темы рефератов, докладов

4. Мир техники, мир открытий и изобретений - сфера творческой деятельности человека-изобретателя

Вопросы для обсуждения

Темы рефератов, докладов

5. Роль взрослого в приобщении детей к миру техники Вопросы для обсуждения

Темы рефератов, докладов

6. Программа «Я - человек»

Раздел 1. Что я знаю о себе

Раздел 2. Кто такие взрослые люди

Раздел 3. Человек — творец

Раздел 4. Земля — наш общий дом

Вопросы для обсуждения

Темы рефератов, докладов

7. Методика ознакомления дошкольников с техникой Вопросы для обсуждения

Темы рефератов, докладов

8. Методика ознакомления детей с технической игрушкой

Вопросы для обсуждения

Темы рефератов, докладов

9. Мир техники, мир открытий и изобретений - источник творческого развития личности дошкольника

Вопросы к практическому занятию

Темы рефератов, докладов

10. Разработка мини-системы

Вопросы к практическому занятию

11. Защита индивидуальных работ (реферат, мини-система)

Темы рефератов, докладов

Рекомендуемая литература

XI. Музыка в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

1. Взаимосвязь умственного и музыкального развития дошкольников

Вопросы для обуждения

Темы для рефератов, докладов

2. Музыкальное мышление как активный процесс познания действительности через музыкальное искусство

Практическое занятие

Вопросы для обсуждения

3. Музыкально-образовательная деятельность детей дошкольного возраста

Практическое занятие

Вопросы для обсуждения

Рекомендуемая литература

Программы

  

P.S.

Рекомендуем:

Развитие памяти, внимания, мышления в дошкольном возрасте

 

Психология обучение: мотивация, память, внимание, мышление, интеллект

Учитель работает с детьми и должен учитывать их физиологические особенности и психологические закономерности.

Эта книга не является учебником по психодидактике, мы не пытались изложить рассматриваемые вопросы системно. В ней представлены известные истины, психологические закономерности, на конкретных примерах показано, как их следует учитывать, чтобы обучение сделать интересным и для школьника, и для учителя, чтобы уроки приносили радость, а не огорчения. 

 

Процессы: восприятия, внимания, мышления и воображения у дошкольников

В предлагаемом пособии “Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников” Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. представлены диагностические методики и методические рекомендации, раскрывающие сущность и особенности развития основных познавательных процессов — памяти, внимания, мышления и воображения — у детей 4-7 лет. Особый интерес для работников сферы дошкольного образования представляет подборка игрового материала: подвижных игр, игровых упражнений, игр сюжетно-ролевого характера, предназначенных для стимулирования развития того или иного психического процесса в соответствии с возрастом ребенка.

 

- "Развивайте интеллект. Упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта" Кен Рассел, Картер Филип.– М: Астрель, 2003.

 

- "Коррекция развития интеллекта дошкольников" Сиротюк А.Л. — М: ТЦ Сфера, 2001.

 

- "Развитие интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста при овладевании английским языком в процессе игровой деятельности" Юдовина Ю.Б.

 

- "Опознание и вербализация эмоций как основа эмоционального интеллекта" Е. С. Иванова // Известия Уральского государственного университета. – 2010. – № 4(81). – С. 82-88.

 

Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка

Аннотация к книге Кругловой Н. Ф."Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка":

Представленная в книге авторская программа подготовки ребенка к обучению в школе разработана в Психологическом институте РАО. Ее главная задача – помочь ребенку успешно преодолеть трудности, возникающие в начальных классах. Развернутая система упражнений-игр поможет развить познавательные процессы, учебную мотивацию, умение удерживать цель, общаться, позволит ребенку перейти на позицию школьника. Программа уже получила признание у специалистов и родителей. Игры и упражнения (а их в книге около 100) могут успешно применяться для подготовительной работы с дошкольниками, а также коррекционной работы с младшими школьниками.

Для детских психологов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей.

 

Математическое и логико-математическое развитие детей дошкольного возраста. Формирование элементарных математических представлений.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

 

Развитие ребенка. Пособия для дошкольников. (книги для детей 3-6 лет)

 

Музыка. Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях

 

Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности : учеб.-метод. пособие/авт.-сост. АЛО. Кузина-Тольятти : ТГУ, 2009. - 60 с. (http://edu.tltsu.ru/)

В пособии раскрывается проблема развития познавательного интереса старших дошкольников на материале истории предметного мира в проектной деятельности.

Предназначено для студентов направления 050700 «Педагогика» всех форм обучения в рамках изучения дисциплин «Дошкольная педагогика» и «Проблемы социализации детей», а также для практических работников дошкольных образовательных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…3

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА………….5

1.1. Ретроспективный анализ проблемы развития интересов детей.……5

1.2. Психолого-педагогические основы современной теории интереса....12

1.3. Особенности психического и личностного развития детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающие возможность развития познавательного интереса….27

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА КАК ОБЪЕКТ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ…45

2.1. Сущность исторического познания в дошкольном возрасте……..….45

2.2. Дидактический потенциал исторических знаний….56

РАЗДЕЛ III. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ ПРЕДМЕТНОГО МИРА…56

3.1. Понятие проектной деятельности дошкольника……56

3.2. Типы проектов, реализуемые в практике ДОУ……61

 

Компетентностно-ориентированные педагогические технологии: сб. науч. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2009. - 146 с. (http://edu.tltsu.ru/)

Сборник содержит материалы по реализации проекта «Создание системы повышения квалификации педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений в аспекте формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста».

Особое внимание уделено обоснованию процессуальных характеристик практико-ориентированных педагогических технологий, отвечающих запросу компетентностно-ориентированного образования.

Издание адресовано практическим работникам дошкольных учреждений, студентам педагогических специальностей, преподавателям, слушателям курсов повышения квалификации.

Рекомендовано к изданию методической комиссией педагогического факультета Тольяттинского государственного университета.

СОДЕРЖАНИЕ

О.В. Дыбина Педагогическая технология: сущность, особенности ее использования .. 3

I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Технология метод проектов .. 14

И.В. Груздова М.А. Иванова Л.В. Якунина

1.2. Педагогическая технология развивающих игр .. 23

С.Е. Анфисова И.А. Надёжкина С.А. Клочкова

1.3. Игровая технология формирования музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста ..32

И.В. Груздова

1.4. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста ... 49

И.В. Груздова Н.В. Хижняк Л.Н. Федоренко

1.5. Технология тренинга .. 57

А.Ю. Кузина И.В. Велиева Н.А. Николаева

II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РЕКОНСТРУИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛА

2.1. Компетентностно-ориентированная технология экологического образования детей дошкольного возраста ... 68

С.Е. Анфисова Н.А. Чихалова О.А. Кичатова О.И. Овчинникова 2.2. Компетентностно-ориентированная технология детского экспериментирования .. 78

С.Е. Анфисова С.В. Дороднова Е.Ю. Зайцева

III. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

3.1. Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) ...93

С.Е. Анфисова Ф.Д. Мокринская

3.2. Педагогическая технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста ...113

И.В. Груздова Н.С. Краснова Л.А. Поминова 3.3. Технология развития театрального творчества ... 121

А.Ю. Кузина Н.М. Линкова

IV. СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

4.1. Педагогическая технология развития самостоятельности детей дошкольного возраста ...129

И.В. Груздова В.И.Корнилова И.М. Сухомазова

4.2. Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности .136

А.Ю. Кузина Д.Н. Бухарева Э.В. Макарова

 

Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сборник науч.-метод. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2008. - 156 с. (http://edu.tltsu.ru/)

Сборник содержит материалы по реализации проекта «Формирование ключевых компетентностей воспитанников через модернизацию образовательного процесса», в ходе которого были разработаны возможные направления модернизации дошкольного образования на базе компетентностно-ориентированного подхода.

Особое внимание уделено организации условий формирования ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста, внедрению в учебно-воспитательный процесс ДОУ практико-ориентированных педагогических технологий, отвечающих запросу компетентностно-ориентированного образования.

Пособие адресовано практическим работникам дошкольных учреждений, студентам педагогических специальностей, преподавателям, слушателям курсов повышения квалификации.

Рекомендован к изданию кафедрой дошкольной педагогики и психологии педагогического факультета ТГУ.

Содержание

О.В. Дыбина К проблеме исследований (вместо введения) ... 3

Раздел I. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина К вопросу о реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании детей дошкольного возраста ............ 7

О.Г. Гринвальд Создание системы повышения квалификации педагогов МДОУ в аспекте формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста ...12

С.Е. Анфисова, Л.А. Кузьмичева Организация инновационной деятельности ДОУ в аспекте компетентностно-ориентированного образования .... 16

С.Е. Анфисова, С.В. Дороднова, Е.Ю. Зайцева Инновационная компетентностно-ориентированная деятельность в ДОУ: организационный и управленческий аспекты ..27

А.Ю. Кузина, С.А. Будакова, Г.В. Козырева О роли методической службы ДОУ в повышении качества образования в рамках компетентностно-ориентированного подхода ... 37

С.Е. Анфисова, С.В. Дороднова, Е.Ю. Зайцева К вопросу о формировании компетентностно-ориентированной технологии детского экспериментирования. …43

И.В. Груздова, Л.А. Поминова ПРОФИ-клуб как форма повышения квалификации педагогов по проблеме формирования технологической компетентности детей старшего дошкольного возраста... 55

РАЗДЕЛ II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. И.В. Груздова Педагогические технологии формирования ключевых компетентностей дошкольников ... 64

И.В. Груздова, И.М. Сухомазова Формирование технологической компетентности детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности ...72

С.Е. Анфисова, Н.А. Чихалова, О.А. Кичатова Система работы по формированию технологической компетентности дошкольников в рамках интегрированной программы компетентностно-ориентированного образования «Экология вокруг нас» ....80

И.В. Груздова, И.В. Фадеева, Л.В. Цыбина, А.В. Бакланова Метод проектов в формировании технологической компетентности старших дошкольников и младших школьников ....88

С.Е. Анфисова, Ф.Д. Мокринская, Н.Н. Степанова Игры, основанные на технологии ТРИЗ, как средство формирования информационной компетентности детей дошкольного возраста ... 96

А.Ю. Кузина, Н.М. Линкова Потенциальные возможности технологии развития театрального творчества в формировании социально-коммуникативной компетентности дошкольников ....107

А.Ю. Кузина, Н.А. Николаева Использование технологии тренинга в формировании социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста ....115

А.Ю. Кузина, И.В. Велиева, Г.И. Творьянович Использование элементов тренинга воспитателями при формировании социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста ...125

С.Е. Анфисова, И.А. Надёжкина, Е.И. Шеина Управление методической работой в ОУ, осуществляющим инновационную деятельность в аспекте компетентностно-ориентированного образования дошкольников - интеграцию детей с особыми образовательными потребностями ... 132

А.Ю. Кузина, Г.В. Козырева, Н.Л. Галлямова Особенности формирования социально-коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи .... 145

 

- "Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет" Кагарлицкая Г.С. - М.: Генезис , 2011. — 32с. + (34 л.)

Комплект предназначен для развития и коррекции познавательных процессов у детей, начиная с 4 лет. Материалы могут быть использованы как для работы с нормально развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии. Комплект может быть использован как для развития когнитивных процессов – различных параметров внимания, связной речи, понимания причинно-следственных отношений, сюжетных линий, скрытых подтекстов у детей начиная с 4–5 лет, так и для коррекции этих процессов у детей того же и более старшего возраста, имеющих такие нарушения в развитии, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, общее недоразвитие речи, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, отставание в умственном развитии и др. В комплект входят серии последовательных картинок для определения причинно-следственных связей, а также наборы цветных силуэтных изображений (яблоко, домик, кораблик и т.д.) для выстраивания последовательностей с учетом определённых закономерностей. Алгоритм работы с материалами подробно описан в методическом пособии.

Комплект состоит из материалов трёх видов:

«Разложи по порядку». Цель – формирование и развитие умения выявлять и воспроизводить закономерности составления ряда.

«Что сначала, что потом?». Цель – развитие понимания простых причинно-следственных отношений.

«Расскажи историю». Цель – развитие умения понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, выделять неочевидные, но определяющие ситуацию признаки изображений.

Пособие адресовано педагогам-психологам, дефектологам и логопедам, работающим в массовых и коррекционных детских садах и коррекционно-развивающих центрах. Оно может быть использовано и родителями. Материалы подходят как для индивидуальных занятий, так и для работы в мини-группах (2–4 ребёнка).