С книгой "Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция" Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова можно ознакомиться на следующей странице.

Содержание

Введение 3

ЧАСТЬ 1. Диагностика межличностных отношений дошкольников 11

Методы, выявляющие объективную картину межличностных отношений 12

Социометрия 12

Метод наблюдения 15 Метод проблемных ситуаций 18

Методы, выявляющие субъективные аспекты отношения к другому 22

Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект 23

Особенности восприятия сверстника и самосознания ребенка 35

Методические рекомендации по проведению диагностики межличностных отношений 42

Вопросы и задания 44

ЧАСТЬ 2. Проблемные формы межличностных отношений дошкольников 45

Агрессивные дети 48 Проявление агрессивности в группе дошкольников 50

Индивидуальные варианты детской агрессивности 56

Обидчивые дети 61

Феномен детской обиды и критерии выявления обидчивых детей 61

Личностные особенности обидчивых детей 64

Застенчивые дети 67

Критерии выявления застенчивых детей 68

Личностные особенности застенчивых детей 71

Демонстративные дети 76

Особенности поведения демонстративных детей 77

Личностные особенности и характер отношения к сверстникам демонстративных детей 78

Дети без семьи 80

Психологические особенности детей, воспитывающихся без родителей 80

Особенности поведения детей из детского дома 84

Особенности детей с проблемными формами отношения к сверстникам 93

Вопросы и задания 96

ЧАСТЬ 3. Система игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников 97

Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений (этапы развивающей программы) 97

1-й этап. Общение без слов 102

2-й этап. Внимание к другому 106

3-й этап. Согласованность действий 115

4-й этап. Общие переживания 123

5-й этап. Взаимопомощь в игре 129

6-й этап. Добрые слова и пожелания 133

7-й этап. Помощь в совместной деятельности 138

Методические рекомендации по проведению игр 140

Вопросы и задания 143

Приложения 144

Рекомендуемая литература 155

Рекомендуемая литература

Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Воспитание гуманных чувств у детей. Киев, 1987.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. № 5.

Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986.

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.

Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М., 1988.

Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984.

Котырло В. К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. Киев, 1977.

Кряжева Н. А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.

Лаврентьева Г. П. Культура общения дошкольников. Киев, 1988.

Лисина М. И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. Анцыферовой. М., 1978.

Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.

Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1997.

Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М.; Воронеж, 2001.

Мясищев В. Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. Воронеж, 1995.

Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности. М., 2000.

Нравственное воспитание детей на занятиях в детском саду. М., 1982.

Психология формирования и развития личности. М., 1981.

Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986.

Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.

Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

Рояк А. А. Психологические конфликты и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000.

Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6.

Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997.

Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995.

Стрелкова Л. П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай-Яй. М., 1994.

Терещук Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989.

Формирование нравственных взаимоотношений старших дошкольников в игре. Киев, 1989.

Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.

Якобсон С. Г., Щур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.

 

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

- "Сюжетно-ролевая игра – основа формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками" Трофимова С.В.