Формирование мотивационной готовности к школе (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 02

М.Ю. Стожарова,

А.Ф. Катиркина

Школьное обучение – один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка. В отечественной педагогике и психологии в последнее время наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребёнкадошкольника из детского сада в школу (поступления в школу при условии воспитания в семье) и связанному с этим понятию готовности ребёнка к школьному обучению. Значение степени подготовленности («школьной зрелости») сегодня трудно переоценить: всё большую актуальность приобретают идеи системы непрерывного образования и воспитания. Эффективность подготовки детей определяет успешность дальнейшего развития личности, уровня обучения и профессионально го становления.

Результаты психологопедагогических исследований (Л.И. Божович, Э.А. Лиштованная, А.А. Люблинская, М.Ю. Стожарова) показывают не только совершенствование процесса подготовки ребёнка к школе, но и отмечают трудности (Н.К. Абраменко, Л.И. Божович, К.А. Климова и др.), переживаемые детьми на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью ученика.

Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка» [5, с. 89]. Данное понятие составляют три взаимосвязанные части – физическая, психологическая и педагогическая (или специальная) готовность [5, с. 90].

Важная составляющая готовности к школе – мотивационная готовность, входящая в психологическую (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Н.И. Гуткина, М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова и др.) и предполагающая высокий уровень развития следующих мотивов: учебнопознава тельный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям); широкий социальный (основан на пони мании необходимости и значимо стиучения, на стремлении ребёнка к роли ученика); позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.); оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности); внешний (подчинение требованиям родителей); игровой (не адекватно перенесённый в учебную деятельность).

На наш взгляд, на практике недостаточно внимания уделяется развитию мотивации учения, чаще педагоги и родители стремятся к формированию системы знаний, умений и навыков, не придавая должного значения мотивам и потребностям ребёнка, недооценивая их при овладении учебной деятельностью.

Поэтому целью нашей экспериментальной работы стало исследование особенностей формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста и разработка эффективной методики формирования мотивационной готовности на материале математики.

Проведённый констатирующий эксперимент позволил проанализировать уровень развития мотивационной готовности к школе старших до школьников (60 детей) муниципального дошкольного образовательного учреждения № 4 «Алёнушка» города Димитровграда. Были использованы следующие методики: «Ранжирование мотивов учения», «Изучение мотивов учения», «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна Йирасека.

Цель методики «Ранжирование мотивов учения» – выявление ведущих мотивов учебной деятельности детей. Педагог проранжировал стандартные характеристики в отношении каждого ребенка группы по степени выраженности того или иного мотива (предлагалось 6 карточек, на одной стороне которых написаны характеристики поведения и действий ребёнка 6–7 лет, на другой – тип мотива, соответствующий данной характеристике).

Цель методики «Изучение мотивов учения» – выявление ведущих мотивов учебной деятельности. Детям в индивидуальном порядке предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персона жей. После прочтения каждого абзаца ребёнку показывали схематический, соответствующий содержанию рисунок – внешнюю опору для запоминания.

Среди тестов, определяющих функциональную готовность к школе, широкую известность имеет «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека, состоящий из трёх заданий:

1) рисование мужской фигуры по памяти;

2) срисовывание письменных букв;

3) срисовывание группы точек.

Все три задания данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребёнка.

В ходе первичной диагностики об щей готовности к школьному обучению мы выявили: уровень мотивационной готовности детей к школе в основном находится на среднем и низком уровнях (38 баллов по оценке педагога и 36 баллов по выбору ребёнка); 36 из 60 показали средний уровень развития общей готовности к школьному обучению, при этом уровень мотивационной готовности к школьному обучению у них в пределах от низких до средних значений; 10 детей показали низкий уровень мотивационной готовности; только 14 ребят из исследуемых групп показали нижний предел высокого уровня мотивационной готовности, т.е. предъявили учебный мотив как ведущий. По итогам констатирующего эксперимента дети были разделены на 2 группы (по 30 чел. в каждой): контрольную и экспериментальную, примерно с одинаковым уровнем мотивационной готовности к школе.

На втором этапе исследования (формирующем) нами определена и реализована система работ по формированию мотивационной готовности у детей экспериментальной группы через использование в учебнопедагогическом процессе развивающих игр и упражнений на математическом материале. В итоге реализованы направления:

1) познавательно-развивающее (занятия с детьми, развивающие игры и другие мероприятия по формированию мотивационной готовности к школе);

2) закрепляюще-развивающее (работа по организации взаимодействия с семьей);

3) создание специальных развивающих условий и среды в ДОУ для стимулирования самостоятельности детей в развитии познавательного интереса и познавательных мотивов.

Система развивающих игр и упражнений, направленных на развитие познавательной активности и мотивационной готовности к учебной деятельности, носит интегрированный характер (включает элементы занятий по ознакомлению с художественной литературой, математикой, музыкой, физкультурой, изобрази тельной и трудовой деятельностью и т.д.).

Основные цели проведения занятий по развитию познавательной активности и учебной мотивации: развивать интерес к знаниям и потребность в познавательной деятельности; вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимы ми для самостоятельного решения новых вопросов, учебных и практических задач, воспитать самостоятельность и инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей; целенаправленно развивать познавательные процессы (умение наблюдать и сравнивать, за мечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу); развивать способности к простейшим обобщениям, умения использовать полученные знания в новых условиях; научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности; развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.); развивать речь: умение описать свойства пред мета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь чётко излагать свои мысли; развивать творческие способности: самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком; развивать нагляднообразную, словес нологическую и эмоциональную память; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов); научить слушать и работать самостоятельно.

Параллельно с работой на занятиях с детьми проходила работа и с родителями: семинары «Как готовить ребёнка к школе?», «Развить желание учиться дома» и др., консультации «Чем я могу помочь своему ребёнку в подготовке к школе?», открыт уголок «Родителям будущего первоклассника».

В группе была организована специальная развивающая среда – «Уголок будущего первоклассника», включающая дидактические мате риалы для занятий, развивающих игр и упражнений, иллюстративный материал (картинки, фотографии), дневник успехов, в котором с по мощью системы условных обозначений отмечаются успехи ребёнка на занятиях. Дневник успехов стимулирует детей к проявлению активности, помогает осознать значимость своих успехов, служит ориентиром эффективности форм и методов работы для педагога.

На момент проведения контрольного эксперимента и в контрольной, и в экспериментальной группе отмечена положительная динамика изменений по показателю развития мотивационной готовности к школе, при этом в экспериментальной группе результаты гораздо выше.

Проведенная повторная беседа-интервью позволила отметить различия в ответах детей. Дети экспериментальной группы чаще высказывали заинтересованность занятиями познавательного характера, выражали желание поскорее пойти в школу, причём большинство отметило, что им хочется узнать больше новой информации. Таким образом дети демонстрируют преобладание учебно-познавательного мотива.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости специальной, целенаправленной работы в ДОУ по формированию мотивационной готовности детей к школе.

Литература

1. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна / Л.И. Божович. – М., 1995.

2. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Владос, 2000.

3. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – СПб. : Питер, 2006.

4. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников/ М.Ю. Стожарова. – Ульяновск, 2009.

5. Стожарова, М.Ю. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе / М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова //Диалог культур в современном образовательном пространстве : мат. Междунар. науч.практ. конф. – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 89–93.

(Источник: www.school2100.ru)

 

Мотивационная, волевая готовность к школе (www.mamochka.kz)

Мотивационная готовность стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа:

1. Хочешь ли ты идти в школу?

2. Что в школе интересного?

3. Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу?

Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, в чем она его интересует, есть ли у него желание познавать новое.

тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).

Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов поведения.

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил ее заменить другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", то согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", то согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик спросил тебя: "Что тебе больше всего нравится в школе?", то что бы ты ответил ему?

Инструкция. Ребенку говорят: "Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше".

Проведение теста. Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания ребенка.

Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.

Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у ребенка мотивационной готовности к школе. Для того, чтобы понять готовность к обучению в школе, понаблюдайте за ребенком во время игры

1) следует ли ребенок правилам игры;

2) как ребенок устанавливает контакты;

3) считается ли с другими как с партнерами;

4) умеет ли управлять своим поведением;

5) требует ли уступки от партнеров;

6) бросает ли игру при неудаче.

Волевая готовность ребенка к школе

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.

Исходя из этого, взрослый должен:

- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

- направлять, помогать в достижении цели;

- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Исследования нейропсихологов показали, что лобные отделы мозга ребенка только-только оформляются к 7 годам. До этого периода произвольное, управляемое поведение ребенка затруднено. Так как поведение ребенка до 7 лет непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное, необходимо развивать его физические способности, развивать его двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, скорость в играх, беге, прыжках, метаниях и т.д.

Надо использовать этот период и для развития разнообразного познания, для накопления разных сведений о мире вещей и людей. В этот период ребенок приобретает первичный опыт переживания положительных и отрицательных эмоций, учится радоваться, страдать, сочувствовать. Закладывается фундамент личности.

На основе общего развития ребенок перейдет на уровень разумного, управляемого, контролируемого поведения. Посредником в этом процессе всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

Ребенок должен уметь:

1. Понимать и принимать задачу, ее цель.

2. Спланировать свою деятельность.

3. Подбирать средства для достижения цели.

4. Преодолевать трудности, достигая результат.

5. Оценивать результаты деятельности.

6. Принимать помощь взрослых при выполнении задания.

Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто не хватает внимания.

Почему ребенку трудно учиться? И к чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни?

В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает - ладно, красиво делать научится потом - и допускают ошибку. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.

Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться,

дописать,

дочитать, добежать и все забыть.

Родители нередко утверждают ребенка в его не желании думать о качестве своей работы, когда пытаются оградить от излишних переживаний по поводу получаемых отметок, неважно, что ему ставят; главное, что ему интересно и что он старается, делает как может; этого достаточно.

Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня.

Учеба - это постоянное совершенствование навыков, к этому надо приучать ребенка с первых дней в школе.

Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.

На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма самоконтроля.

При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать..."), проявлять инициативу ("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется сделать это по-своему").

В познавательной самостоятельности важны инициатива, предвидение и творчество.

Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых.

Ребенок должен:

1. Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.

2. Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятность.

3. Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.

Обратите внимание, может ли ребенок сосредоточенно заниматься каким-либо делом - рисовать, лепить, мастерить и т.д.

Наиболее эффективны занятия конструированием для совершенствования системы произвольной саморегуляции. Начать конструирование можно по образцу: например, ребенок должен воспроизвести из деталей реально построенный дом. Ребенок учится правильно выбирать необходимые детали блоков, соотносить их по размеру, форме и цвету.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему следует собрать самостоятельно по образцу.

Проведите наблюдение по плану:

1. Характер и последовательность строительства дома.

2. Соблюдается ли определенная последовательность сборки?

3. Удерживает ли заданную цель (предложенный образец)?

4. Выдержано ли соответствие постройки по размеру, цвету, форме блоков конструкции?

5. Как часто сверяет свои действия и их результат с эталоном?

По окончанию постройки задайте вопросы ребенку, насколько осознанно он выполнял задание. Проанализируйте вместе с ним достигнутые результаты конструирования. В дальнейшем можно постепенно усложнять задание по конструированию: вместо образца рисунок, план, замысел и т.п.

Максимально приближенным к учебной деятельности упражнением по развитию произвольности является графический диктант.

Ребенку дается образец геометрического узора, выполненный на листе бумаги в клетку. Он должен воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок. Такою работу можно усложнить, предлагая под диктовку взрослого выполнять подобные узоры на листе бумаги (вправо на 1 клеточку, вверх на 2 клеточки, влево на 2 клеточки и т.п.).

У ребенка должно быть произвольное (управляемое) поведение. Он должен уметь подчинять свое поведение воле, а не чувствам. Ему непросто следовать как чужой, так и своей воле. Проведите игры по развитию произвольности (управляемости) поведения.

Игра "Да и Нет не говорить"

Требуется подготовить несложные вопросы, чтобы с их помощью активизировать внимание ребенка.

- Как тебя зовут? Сколько тебе лет? и т.д.

Изредка задавать вопросы, требующие утверждения либо отрицания.

- "Ты девочка?" и т.п.

Если ребенок выигрывает, то он сможет управлять своим вниманием в школе. Для разнообразия включайте запреты на другие слова: "черное", "белое" и др.

Режим и порядок

Изготовьте из ватмана полоску с желобком, куда вставьте кружечек цветной бумаги, который можно передвигать пальцем.

Прикрепите полоску на видное место на стене. Объясните ребенку: сделал дело - передвинь кружочек к следующей метке. Дошел да конца - получи приз, сюрприз, что-то приятное.

Так можно приучать ребенка к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и др. Правило, последовательность действий благодаря внешним ориентирам из внешних превращается во внутреннее (умственное), в правило к самому себе.

В наглядной форме можно обозначить и сборы в школу, и подготовку уроков, проигрывать любую жизненную ситуацию. Так частная способность быть организованным в данный момент будет способствовать развитию произвольности (управляемости поведения).

Донесение

Пусть ребенок представит, что он разведчик и "пишет" зашифрованное донесение в штаб. Текст донесения диктует родитель - "связной". Ребенок должен предметы зашифровать символами - значками, которые напомнят ему о предмете. Так развивается символическая (знаковая) функция сознания.

Для развития произвольности чаще задавайте вопрос: "Как ты будешь это делать?" Таким и подобными вопросами взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий. Так, перед уборкой игрушек: "Что куда убирать и в какой последовательности?", перед конструированием: "Что построить и какие материалы для этого потребуются?" Подобные вопросы взрослый должен поставить перед ребенком, когда он приступает к какой-либо деятельности.

Необходимо учесть, что одно дело планирование как подготовка к действию и другое дело - его реализация. Работа должна доводиться до конца!

Подведение итогов действия - очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка: как построен из кубиков замок или нарисован рисунок, сделана аппликация.

Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов было доведено до автоматизма.

Автор: Б.С. Волков и Н.В. Волкова

Источник: www.mamochka.kz

 

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Программы развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников

Развитие волевого действия в дошкольном возрасте

Личностная готовность ребенка к школе

Мотивация поведения и формирование личности

Формирование мотивационной готовности к школе