Из книги Д.К.Кирнарской. "Психология специальных способностей. Музыкальные способности" – М.: Таланты-ХХ1 век, 2004.

Человеческий род привык торжественно и по-латыни называть себя Homo Sapiens, Человек Разумный. Этим названием он выделяет себя из не мыслящей природы и делает себя ее властелином. Однако Sapiens человек стал довольно поздно, и так же поздно появилась наука – свидетельство полного развития его умственных сил. Искусство и музыка старше науки и старше мышления. Homo Musicus, Человек Музыкальный, слушающий музыку, сочиняющий и исполняющий ее, старше, чем Homo Sapiens. Человек музицировал уже тогда, когда не умел еще измерять и вычислять, не мог найти причину природных явлений, не умел обрабатывать землю, строить суда, пересекать моря… Музыка в глубочайшей древности была средоточием чувств и мыслей, помогала общаться с ближними, участвовать в открытии Слова. Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в рамках искусства Музыки.

Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мозга. Древние греки говорили о гармонии небесных сфер, они считали, что в космосе звучит музыка и выражает его законы. Не понимая и не зная музыки, нельзя понять и природу. Древние китайцы считали музыку формулой мира, уподобляя отношения звуков отношению любых величин, вещей и предметов. В европейском средневековье музыка наряду с астрономией и геометрией входила в число наук. Музыку человечество никогда не отделяло от мышления, считая ее частью мышления и в некоторой степени его источником. Мышление и мыслительные операции – сравнение, установление отношений, разложение на части и объединение в целое – органично присутствуют в музыке. И вполне возможно, что эти умственные навыки из музыки перешли в царство абстрактного мышления, перекидывая психологический мост между миром искусства (эмоционально-чувственного мышления) в мир науки (мышления абстрактно-логического).

Человек должен стать Homo Musicus для того, чтобы в будущем превратиться в Homo Sapiens. Таков процесс эволюции человеческого мозга. Человеческий мозг эволюционирует медленно, и таланты, которые мы наблюдаем сегодня – есть плод генетического развития, которое совершалось в течение многих столетий. И нет ничего правильней, чем в воспитании своих умственных сил припасть к музыкальному источнику.

Во второй половине 20 века наряду с гигантскими успехами науки и промышленности общество столкнулось с некоторой «механизацией» мышления. Возобладала не творческая, а исполнительская тенденция по отношению к человеку. Значительная часть молодежи утратила вкус к творческому самовыражению, стала относиться к себе как к функции, чрезмерно расширяя свой досуг. «Общество потребления» опасно тем, что грозит выхолостить творческий потенциал человечества. Сегодня, когда образование из-за своего чрезмерного прагматизма ставит под угрозу будущее творческих сил человечества, самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и в первую очередь на музыку.

Все исследования последних десятилетий сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга, помогает в преодолении трудностей. Два столпа школьного обучения – владение языком и математические навыки – оказываются у музыкантов на большей высоте, нежели у представителей других профессий.

Интересен опыт выдающегося муз педагога Шиницу Судзуки. Он практикует раннее начало занятий на скрипке и активно вовлекает родителей в процесс музыкальных занятий. Мамы соучаствуют в музыкальных занятиях ребенка и помогают ему дома. Судзуки, вероятно, рассчитывал создать питомник музыкальных талантов. На самом деле занятия способствовали умственному развитию детей больше, чем развитию их музыкальных данных: памяти, понимания сущности иерархических отношений, осознания деления пространственных структур на уровни, умения оперировать различными структурами. Уже через четыре месяца занятий «группа Сузуки» обогнала своих сверстников по уровню развития визуально-моторных навыков.

Исследования показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Слушание музыки, ее сочинение и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями, их чередования, взаимодействия. У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий ( в процессе мозговой деятельности они легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции), увеличен отдел мозга, отвечающий за моторные навыки и их связь с поступающей от органов чувств информацией (связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов). Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается школьная наука, так как среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой.

Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыку занятием праздным и бесперспективным. Музыка – лучший педагог, она не преподносит готовые знания, а учит мыслить. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью.

Есть много профессий, где нужно реагировать на одновременные показания многих приборов, мгновенно аккумулировать информацию из разных источников и тут же принимать решение, то есть делать несколько дел одновременно подобно Цезарю. Чтобы уметь мыслить многоканально, принимать адекватные решения и осуществлять их, нужно, прежде всего, не напрягаться. Музыка снимает мышечное напряжение. Контроль над сложными движениями дается музыкантам легче и требует меньших затрат энергии. А привычка прислушиваться и чутко откликаться на внешние впечатления становится «второй натурой».

Музыкант воспринимает многообразие как норму. Большой музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание. Чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Обычное музыкальное образование уменьшает вероятность анти социального поведения. Музыкальное образование, включающее самостоятельное музицирование, уменьшает эту вероятность очень сильно. Овладение сложными музыкальными навыками (чтение с листа) напрочь исключают всякий криминальный опыт.

Привычка слушать другого и понимать его делает музыкантов мягче и терпимее. При этом их волевые качества не страдают. Они многое видят и чувствуют, но менее подвержены паническим настроениям.

Единство музыки и речи признано всеми учеными. Они восходят к общим корням и имеют общее происхождение. «Музыкальный язык» и «музыкальная речь» вовсе не метафоры. Музыка и речь – психологические родственники и нейропсихологические соседи. В мозгу образовано единое речемузыкальное пространство, основы которого заложило пение. В известном смысле переход от Homo Musicus к Homo Sapiens совершился в рамках речемузыки. Пение – наиболее фундаментальное свидетельство речемузыкальной близости и ее средоточие, и потому пение до сих пор помогает развитию речи. В третьем тысячелетии связь музыки и речи на мозговом уровне – неоспоримый факт. Этим объясняется, что занятия музыкой оказывают помощь в изучении языка, освоении навыков чтения, в излечении речевых расстройств. Человек музыкальный в качестве оратора и слушателя имеет значительные преимущества. Он владеет смысловым ключом речи – осмысленным интонированием. Вначале был Звук, от которого отделилось Слово – таков ход эволюции, в соответствии с которым человек воспринимает речь и распоряжается своими вербальными способностями.

Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. В ладах – определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и определенными отношениями. Ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи. Музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества и контраста. В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль так же, как в музыке. (Только то верно, что прекрасно).

Сущность психологических связей между музыкальными и математическими способностями заключается в повышенно абстрактном характере восприятия, в переносе навыков пространственно-геометрического восприятия, не имеющих явных предметных аналогов, на реальную действительность. Музыкальное восприятие на нейропсихологическом уровне оказалось весьма аналитичным: обработкой музыкальной информации занимаются отделы мозга, традиционно отвечающие за логические операции. Интересно, что у мальчиков-музыкантов пространственные операции несколько смещены в левое полушарие, вероятно, из-за особого аналитического «крена». Немузыканты и девочки-музыканты воспринимают пространственные процессы правополушарно. Может быть, распространенность композиторского таланта у мужчин связана со спецификой их пространственного мышления… Повышенная аналитичность и высокое качество пространственных операций «музыкального мозга» объясняет частое совпадение музыкальной и математической одаренности у одних и тех же людей. В конце 20-х годов 60% профессоров-физиков и математиков Оксфордского ун-та были одновременно членами университетского муз клуба, и только 15% остальных профессоров посещали тот же клуб. Одаренным математикам музыка была нужна гораздо больше, чем всем остальным вместе взятым.

Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматичный век оспаривать невозможно.

Таким образом, музыка:

- облагораживает эмоционально,

- обогащает умственно,

- способствует росту основных человеческих способностей – способности к логическому мышлению и к овладению языком и речью,

- способствует развитию социально-ценных качеств человека, делая его более либеральным, способным воспринимать «чужое» как «свое»,

- расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека.

Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который не преуспел бы в любой сфере деятельности. Огромно число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют: короли, президенты, политики, бизнесмены, художники, артисты. Многие авторитетные фирмы, компании (Микрософт) и крупные западные банки предпочитают сотрудников с музыкальным образованием.

Широкое внедрение музыкального образования – в детском саду, в школе, в вузе и на любом уровне – позволит каждому человеку максимально раскрыть и умножить все свои способности.

Многие современные мамы и папы даже не подозревают, что игра на музыкальных инструментах способствует лучшему обучению в школе. Учительница Серпуховской гимназии с муз. классами: «Если школу посещает «Высокая» комиссия, в первую очередь ее ведут в класс, где, помимо обычных дисциплин, есть музыка. В этом классе и поведение, и успеваемость выше, чем в других. На математической или литературной олимпиаде- наибольшее количество участников оказывается из числа учащихся музыкального класса. Это происходит из года в год. Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два «Искусства»- музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Школьники часто делают математические ошибки из-за неумения владения математическими символами, они не могут уследить за математическими знаками + и -, путают знак со знаком Музыка помогает преодолеть эти затруднения, так как владение музыкальной символикой приучает к владению обозначениями любыми, в том числе математическими. Из - за плохо развитого пространственного мышления дети часто не могут подписать цифры при арифметических действиях, правильно понять условие задачи (особенно на тему времени, скорости и расстояния), ошибаются в устном арифметическом счете. При дальнейшем обучению таких ребят (статистика утверждает, что школьников с подобными проблемами 60%) обнаруживается способность следить за правильной последовательностью выполнения арифметических действий, например сложение и вычитание производить только после выполнения умножения и деления. А когда наступает время знакомства с геометрией, попытки овладеть ее полностью терпят крах, потому что овладение этим предметом без пространственного представления невозможно. Учитель может разбиться в лепешку, устраняя эти ошибки, но его старания окажутся тщетными, если не поработать над развитием у ребенка пространственного мышления. И в этом верный помощник- музыка. Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, подобных затруднений не испытывает. Он твердо усвоил, где правая, где левая рука. Знание подкреплено наглядностью - перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. В ребенке закреплено и такое понятие, как «веру- внизу».

Нейропсихологи, исследующие музыкальный талант, постоянно обращают внимание на его связь с пространственным интеллектом. Особенно глубокая связь такого рода замечена у одаренных музыкантов-мужчин. Отмечается она и у детей, занимающихся на клавишных инструментах – у них отмечается постоянный прогресс в выполнении пространственных тестов. Чтение нот является специфической пространственной операцией.

Влияет музыка и на овладение правописанием. Часто дети пишут буквы и цифры зеркально, например Э вместо Е, Б вместо Д, переставляют местами буквы и слоги в слове- то нарушение пространственного восприятия. По этой же причине дети пропускают буквы и слоги, пишут слитно слова в предложении, а новую фразу с маленькой буквы. Часто у первоклашек не сформированы элементарные двигательные навыки и мелкая моторика руки: пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другое. Занятии музыкой учат координировать свои движения. Нередко дети не удается деление слов на слух на слоги- на ритмические единицы. Игра на муз. инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук.

МУЗЫКА УЧИР РЕБЕНКА НЕ ТОЛЬКО ВИДЕТЬ, НО И ВОСПРОИЗВОДИТЬ УВИДЕННОЕ, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно. она развивает все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного, и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.

Музыка развивает ассоциативную фантазию, фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира.

Музыка оказывает сильное воздействие на психику и здоровье человека.

По наблюдению ученых и врачей, вибрации музыкальных звуков активизируют вегетативные механизмы высшей нервной деятельности, и вызывают особые вибрационные ответы в подсознании. Благодаря этому музыкотерапия позволяет добиться значительных успехов при лечении различного рода психических расстройств.

 

Homo musicus – человек музыкльный

Чтобы совершить нечто значительное, нужен талант – самое таинственное понятие психологии одаренности, природу которого стремятся разгадать многие поколения ученых. «Человек может все», «талантливый человек талантлив во всем» - подобные утверждения внушают обществу оптимизм и уверяют каждого, что для него ничего невозможного нет. Однако, талант очень избирателен, а люди-титаны, похожие на Леонардо да Винчи, почти никогда не встречаются. Кстати, раннее проявление таланта составляет скорее исключение: большая часть одаренных музыкантов проявили себя после 12 лет, когда человек начинает формироваться как личность и осознавать свою неповторимость. Лишь 10% вундеркиндов по статистике добиваются успеха.

Древние греки наделили каждого из богов лишь одним талантом: Гермес был талантлив в коммерции, Аполлон – в искусстве, Деметра – в земледелии, а Зевс – в управлении. Обычно человеку дано блистать и поражать современников лишь в чем-то одном. Найти свое природное призвание – нелегкая задача, и помочь в ее решении должна психологическая наука.

Талант включает в себя интеллектуальную составляющую, близкую способностям и IQ (коэффициенту интеллекта), творческую составляющую, близкую креативности, и эмоциональную составляющую, ключом к которой является мотивация.

Этот третий компонент играет роль эмоционального топлива, сжигая который человек движется к своей цели. Его любят называть словом «drive», что означает «порыв, движение». Успех и мотивация связаны очень тесно – без упорного желания «вытащить рыбку из пруда» необходимое количество «труда» ниоткуда не возьмется.

Основных, базовых способностей, составляющих основу человеческого интеллекта, оказалось всего 9: вербальный, логико-математический, музыкальный, пространственный, телесно-двигательный, интра- и интерличностный, природный и спиритуальный. Смешивая их в разных пропорциях, как художник смешивает краски на палитре, мы можем получить все многообразие наших дарований. Каждый из нас в той или иной мере наделен всеми 9 способностями, иначе мы бы просто не выжили, но обладаем мы ими в очень ограниченной степени. Лишь одна или две способности бывают высоко развиты у одного и того же человека.

Врожденность одаренности и таланта может огорчать, но она же дает повод для оптимизма. В конце концов, самую старую психологическую идею высказал еще Сократ, сказав: «Познай себя». Необходимо, значит, удвоить усилия в поиске своих изначальных способностей, а педагогам, возможно, придется по-разному организовать обучение разных детей. Девять видов природных способностей определяют все духовное развитие человечества. Они - результат долгого эволюционного процесса.

Первым возникло самое фундаментальное и необходимое дарование – способность двигаться, управлять своим телом, оно явилось первым условием выживания. Вместе с телесно-двигательным возник и пространственный интеллект. Он позволял древнему человеку находить свой путь в лесах и на морях, строить жилье, осваивать ремесла. Необходимо было еще наладить диалог с природными силами – знать приметы времен года, предсказывать погоду, познать свойства растений и повадки животных, здесь понадобился природный интеллект.

Три первые способности образовали фундамент нашей психики, ее корень, отправную точку. Они самые древние и поэтому наиболее генетически укоренены. Людей, обладающих ими чрезвычайно много.

Следующим шагом в познании мира стало познание человеческого общества. Без овладения навыками общения человек не мог продвинуться по пути цивилизации. Здесь понадобился «дуэт» талантов – интерличностный интеллект, талант общения, и интраличностный интеллект, талант самопознания. Общение и потребность в нем предполагали все более изощренные средства для передачи чувств и намерений. Желая быть понятым, человек поставил себе на службу звук, свой собственный голос. Голос и его интонации могли сказать о многом. Так формировался предок музыки и словесной речи – музыкальный интеллект, способность осмысленно и содержательно передавать и воспринимать звуковую информацию, зашифрованную как последовательность разных звуков – разных по тембру, по громкости, по высоте и длительности.

Этот этап, этап объединения людей в разные сообщества и установления отношений между сообществами и внутри них, более поздний. Людей, приспособленных к общению с другими людьми в любой форме, в том числе и художественной, гораздо меньше, чем потенциальных спортсменов или тех, кто способен успешно заниматься физическим трудом.

Самая малочисленная группа одаренных личностей – это группа мыслителей. Язык и речь, логическое мышление и создание философских систем относятся к сфере духовной жизни, к ноосфере. Вербальный, логико-математический и спиритуальный таланты явились последними, знаменуя собой конечную зрелость человеческого разума, его всестороннее развитие. На эти дарования опирается наука – позднейший вид мышления, ищущий глобальных обобщений и вечных истин. Прогресс цивилизации опирается главным образом на эти наиболее «новые» виды интеллекта, и потому так высок авторитет, которым пользуются в обществе эти позднейшие дарования Homo Sapiens.

Когда возникла музыка и откуда она пришла, в точности неизвестно. Случилось это тогда, когда человек еще не успел понять, что он – существо сознательное и ответственное. Для науки несомненно, что музыка и язык – это два ствола, растущие из одного корня. И музыка старше, чем словесная речь. Внутренним свойством музыкального искусства стала способность звука нести важную информацию, настраивая человека на тот или иной лад.

Свойство слуха, специально нацеленное на восприятие эмоционально-смысловых аспектов музыки, принято называть интонационным слухом. Он универсален и в некоторой степени развит у каждого – без него человек бы погиб, не умея правильно трактовать послания природы. Существует зависимость между интонационным слухом и музыкальным талантом. Подавляющее большинство людей воспринимает музыку формально, а не выразительно. Только 12% детей до 14 лет заражены вирусом «музыкальности».

Интонационный слух можно считать ядром музыкальности, «эмоциональной отзывчивости на музыку Музыка проникает в человека через ритм, точно так же как она проникает в него посредством интонирования.

Ритм представляет собой чередование событий равной или неравной длительности в сочетании с паузами между ними.

Движение рождает ритм, а ритм рождает музыку. Музыкальный ритм – это движение в звуковой форме. Совершенствуется чувство ритма весьма активно, так как идет рука об руку с физическим развитием детей. У нормальных детей оно есть. Хорошее, достаточное для занятий музыкой чувство ритма встречается реже, чем хотелось бы.

Если бы когда-то очень давно люди не услышали, что даже небольшое движение голоса вверх или вниз рождает другой звук, то не было бы ни мелодий, ни песен, ни музыкальных инструментов. В отличие от рефлекторной природы чувства ритма природа аналитического слуха абсолютно сознательна и подконтрольна разуму.

Разумное начало в музыке, которым заведует аналитический слух, это более высокая ступень развития музыкального интеллекта по сравнению со стихийными проявлениями древнейших компонентов музыкальности. И поэтому очень хороший аналитический слух встречается еще реже, чем интонационный слух и чувство ритма.

Ученые предполагают, что первыми родились на свет тональные языки (народов Дальнего Востока). Они требуют хорошего звуковысотного слуха, и младенцы, которые начинают говорить, не боятся самых сложных звуковысотных заданий – их слух приспособлен к изучению любых языков. Когда первый этап освоения речи проходит, исчезает и хороший звуковысотный слух. Ребенок в ускоренном темпе проходит те же этапы, что когда-то сумело пройти все человечество. Значит, тонкое различение музыкальной высоты на каком-то витке исторической эволюции было жизненно важно.

На Востоке любят углубиться в предмет, уловить все его детали и изгибы. Европейская музыка уже с Х111 века склоняется к многоплановости и многосоставности. Здесь предпочитают расширить границы предмета, рассмотреть с разных сторон. Наряду с горизонтальным возникает вертикальное измерение, которое различает гармонический слух.

Особый аспект аналитического слуха – внутренний слух. Это способность представлять себе музыку в уме, слышать ее в своем воображении.

Правильное пение неоспоримо доказывает, что внутренний слух у человека есть. Внутренний слух, способность к слуховому представлению, является необходимой опорой для развития музыкальной памяти. Музыкальная память распадается на два компонента: способность к запечатлению следов звучания (внутренний слух) и способность к их сохранению (собственно память). Необходимо иметь и чувство музыкальной логики, архитектонический слух. Этот слух подразумевает понимание стилевых и жанровых закономерностей музыкальной речи, овладение навыками построения музыкального текста.

Базовые музыкальные функции мозга являются врожденными, и в начале жизненного пути человека они уже даны в готовом виде. Чем выше одаренность музыканта, тем шире и глубже предшествовавшая его рождению музыкальность его рода. К СОЖАЛЕНИЮ В течение жизни человека происходит раскрытие и проявление его способностей и одаренности, их реализация, но не развитие и не качественный рост. А вот ЗУНы – знания, умения и навыки – очевидно возрастают и усложняются в процессе деятельности.

Превосходные слух и память, которыми обладают немногие из нас – это подарок природы, результат огромного пути, пройденного человечеством. Относительно широко распространены лишь те возможности нашей психики и нашей музыкальности, которые возникли раньше других (интонационный слух и чувство ритма). Более поздние способности распространены гораздо меньше, и сколько бы ни старался человек, ему не удается одним прыжком или даже длительными усилиями преодолеть те рубежи, которые исторически заняли необозримо долгий период времени.

Наиболее эффективным способом развития способностей может быть лишь повторение филогенетического пути эволюции, повторение этапов развития слуха и музыкального мышления, которые преодолело человечество.

Ученик будет двигаться от осознания выразительности звука, от проникновения в характер и смысл музыкальной коммуникации, к секретам музыкального движения, к освоению языка тела через ритм, через организацию музыкального времени, становленияе лада, образование музыкальной морфологии, лексики и синтаксиса, как если бы вместе с первобытным человеком ученик создал музыку и ее язык.

Источник: maksimov-school.ucoz.ru

 

P.S.

По данной тематике рекомендуем материал:

- Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях

 

- “Некоторые секреты развития музыкальных способностей” Лучинина О.А., Винокурова Е.С. - Астрахань, Проект "LENOLIUS", 2010. (на http://samlib.ru) (на http://lib.rus.ec)

Тема музыкальных способностей неисчерпаема. Слишком много в ней домыслов, противоречий, откровенных мифов и заблуждений... Книга, которую Вы держите в руках, посвящена некоторым секретам развития музыкальных способностей. Она написана педагогами-практиками, работающими с учениками-музыкантами разных возрастов и разного уровня профессиональной подготовки. Надеемся, что книга поможет Вам найти собственные подходы к развитию способностей каждого из Ваших учеников.

Содержание

Ольга Лучинина. "Карта музыкальных способностей" и формирование индивидуального стиля деятельности музыканта ...... 4

-- Что же такое "музыкальные способности"?.. ....... 4

-- Упражнение "Карта музыкальных способностей" ...... 6

-- Формирование целей и изучение ресурсов ....... 11

Елена Винокурова. Воспитание чувства ритма в классе фортепиано ..... 14

-- Введение ........14

-- Формирование чувства равномерной пульсации ...... 17

-- Методы освоения различия в длительности звуков ......... 20

-- Формирование навыка чтения ритмических рисунков ........29

-- Освоение ритмической терминологии ......... 31

Ольга Лучинина. Сценическое волнение .........32

-- Сценический стресс ......... 32

-- Методы психологической поддержки для преодоления волнения ......... 40

Елена Винокурова. Звук фортепиано и исполнительский слух пианиста ...... 45

-- Введение ....... 45

-- Звук фортепиано ........ 48

-- Особенности восприятия фортепианного звучания ....... 54

-- Восприятие протяженности звука фортепиано .......56

-- Особенности восприятия динамики и тембра ........58

-- Восприятие динамической стороны фортепианного звука ........60

-- Восприятие горизонтали и вертикали ........61

-- Слуховые представления ......... 63

-- Слуховой контроль ...........65

-- Музыкально-слуховое воображение ..........66

-- Метод образных сравнений как средство развития исполнительского слуха пианиста ........68

 

- “Практическая психология для музыкантов” Лучинина О.А., Винокурова Е.С. - Астрахань, Издательство Астраханской государственной консерватории 2008. - 144 с.

(на http://samlib.ru)

"Практическая психология для музыкантов"- учебно-методическое пособие для музыкантов-педагогов и исполнителей. Материал книги вы можете использовать в педагогической практике, а также для самопознания и работы над собой. Помимо теоретического материала, книга содержит психологические тесты и развивающие упражнения для детей и взрослых.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. "Подводные течения" в деятельности музыканта: скрытые причины профессиональных трудностей 8

Психологические проблемы человека в процессе его профессионального становления и развития 8

Основные личностно-профессиональные проблемы музыкантов: мифы и попытка их преодоления 11

Диагностика психологических затруднений - первый этап работы музыканта над собой 17

Глава 2. Психологические предпосылки профессиональной успешности музыканта: Опыт исследований 29

2.1. Профессиональная музыкальная деятельность как личностный феномен 29

2.2. Проблемы становления музыканта-профессионала 31

2.3.Кое-что о современной проблеме стимулов и мотивов труда музыканта 36

2.4.Самооценка: проблемы сомнений и неуверенности в своих силах 38

2.5. Эстрадное волнение 40

2.6. Методы психологической поддержки для оптимизации психических состояний музыкантов 48

2.7. Участие в конкурсах как личностная проблема 52

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ и методы психологической коррекции профессионального развития музыкантов - К СОДЕРЖАНИЮ ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА 54

3.1. Условия результативности обучающего курса 54

3.2. Музыкальная психология или психология музыканта? 55

3.3. Формирование целей и изучение ресурсов 57

3.4. "Карта музыкальных способностей" и формирование индивидуального стиля деятельности 60

3.5. Использование специализированных методов психокоррекции при работе с музыкантами 67

Глава 4. Музыкотерапия в процессе личностно-ориентированной коррекции профессионального развития музыкантов 74

4.1.Понятие о музыкотерапии. Проблема терминологии 75

4.2. Использование музыкальных средств в условиях медицинской, психологической и педагогической практики 78

4.3."Личностно-ориентированная музыкальная психотерапия" 83

4.4. Формы использования методики личностно-ориентированной музыкальной психотерапии при работе с музыкантами 99

ЛИТЕРАТУРА 105

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 117

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 126

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 131

 

- "Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы" Винокурова Е.С. - Астрахань, Проект "LENOLIUS", 2008.

Книга предназначена для педагогов, интересующихся методами развивающего обучения в младших классах детской музыкальной школы. Пособие содержит систематизацию подходов к развивающему обучению и некоторые рекомендации по поводу организации занятий. Практическая часть книги основана на примерах из собственной педагогической практики автора и из современной методической литературы по начальному обучению.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Общая характеристика методов развивающего обучения

-- Теория развивающего обучения

-- Учебные пособия

Глава 2.Формы развивающего обучения

-- Формы организации учебного процесса

-- Игровые формы работы

-- Основные направления в методах развивающего обучения

Глава 3.Методы активизации логического мышления

-- Метод наводящих вопросов

-- Метод сравнений и обобщений

Глава 4. Методы практических действий

-- Развитие ритмических, звуковых и теоретических представлений в процессе работы с карточками

-- Практическая деятельность за фортепиано

Глава 5. Методы развития творческих способностей

-- Творческие задания на ритмическом материале

-- Творческие задания на интонационном материале

Заключение

Приложение

Список литературы