"Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направлению 050700 "Педагогика"" / под ред.: Л.А.Регуш, А.В.Орловой. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 414 с. - (Учебное пособие)

отрывок pdf

Аннотация:

В учебном пособии раскрываются предмет и основное содержание педагогической психологии, рассматриваются важнейшие вопросы психологии обучения и образования. Вы узнаете, с какими психологическими проблемами сталкивается педагог в своей работе, на каких принципах построено развивающее обучение, в чем заключаются психологические детерминанты учебной деятельности. В книге подробно описывается путь становления личности человека под влиянием обучения, воспитания и среды. Теоретический материал в пособии гармонично сочетается с ответами на актуальные практические запросы современной системы образования: авторы уделяют большое внимание технологиям решения профессиональных педагогических задач. Каждая глава пособия включает перечень понятий, которые подлежат усвоению, тексты, в которых они раскрыты, задания для усвоения представленного материала, списки рекомендуемой литературы и вопросы для самопроверки. Учебное пособие адресовано бакалаврам и магистрам по направлениям педагогической подготовки, преподавателям, а также специалистам в области образования: учителям, школьным психологам, методистам, специалистам дополнительного образования, организаторам различных образовательных проектов и т.д. Гл. 1.1. Баева И. А., Лактионова Е. Б., гл. 1.2. Паттурина Н. П., Регуш Л. А., гл. 1.3. Костромина С. Н., гл. 2.1, 3.1, 3.5. Орлова А. В., гл. 2.2. Орлова А. В., Пежемская Ю. С., гл. 2.3, 4.1. Сомова Н. Л., гл. 2.4. Сомова Н. Л., Регуш Л. А., гл. 3.2. Грецов А. Г. , Пежемская Ю. С., гл. 3.3 Андреева Е. Н., Орлова А. В., гл. 3.4. Пежемская Ю. С., гл. 4.2. Пежемская Ю. С., Паттурина Н. П., гл. 4.3. Регуш Н. Л., Регуш Л. А., гл. 4.4. Игнатенко М. С., Куприянова Н. В.

 

Оглавление

Вместо введения. Что такое педагогическая психология? 7

Назначение (миссия) педагогической психологии 7

Сферы применения педагогической психологии 10

Предмет и основные проблемы педагогической психологии 11

Методы педагогической психологии 13

Учитель и психолог образования: основы взаимопонимания 15

Психологическая подготовка учителя и педагогическое образование психологов 18

Раздел I. Психологические характеристики образовательной среды 25

Глава 1.1. Психологическая безопасность образовательной среды 26

1.1.1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды 26

1.1.2. Психологическая безопасность и образовательная среда 31

1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды 36

1.1.4. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы 41

Глава 1.2. Психологическое здоровье участников образовательного процесса 49

1.2.1. Понятие о психологическом здоровье 49

1.2.2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс 55

1.2.3. Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс 59

1.2.4. Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса 62

Глава 1.3. Психодиагностическая деятельность в образовательной среде 72

1.3.1. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда 72

1.3.2. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде 77

1.3.3. Психологический диагноз 83

1.3.4. Организация психодиагностического процесса в образовательной среде 91

1.3.5. Инструментальное обеспечение психодиагностической деятельности 100

Раздел II. Развивающее обучение 117

Глава 2.1. Психология обучения 118

2.1.1. Цели обучения 118

2.1.2. Соотношение обучения и развития 122

2.1.3. Обучение как процесс передачи информации 125

2.1.4. Коммуникативная сущность обучения 128

2.1.5. Управление процессом обучения 133

Глава 2.2. Развивающие возможности различных моделей обучения 139

2.2.1. Ассоциативная модель научения 140

2.2.2. Когнитивная модель научения 152

Глава 2.3. Развивающие возможности различных моделей обучения 162

2.3.1. Обучение и развитие 162

2.3.2. Кибернетическая модель обучения. Управление умственной деятельностью учащихся 165

2.3.3. Дистанционное обучение как современная модель обучения 168

2.3.4. Познавательная модель обучения и техники проблемного обучения 170

2.3.5. Коммуникативная модель обучения и техники «диалогического обучения» 172

Глава 2.4. Психологическая характеристика технологий обучения 178

2.4.1. Психологическая сущность образовательных технологий 178

2.4.2. Технология «Развитие критического мышления» и ее возможности для совершенствования познавательной сферы и личности 183

2.4.3. Развивающая технология «Шаг за шагом» (дошкольный возраст) 186

2.4.4. Технологии развивающего обучения в начальной школе 189

2.4.5. Технология педагогических мастерских (основная школа) 193

2.4.6. Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст) 197

Раздел III. Ученик — субъект учебной деятельности 203

Глава 3.1. Учебная деятельность 204

3.1.1. Понятие учебной деятельности и ее специфика 204

3.1.2. Структура учебной деятельности и ее освоение школьниками 206

3.1.3. Роль процессов метапознания в освоении учебной деятельности 209

3.1.4. Учебная задача в структуре учебной деятельности 215

Глава 3.2. Мотивация учебной деятельности 220

3.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности 220

3.2.2. Стадии формирования мотивации 222

3.2.3. Мотивы и потребности 224

3.2.4. Внешние подкрепления и мотивация 227

3.2.5. Управление мотивацией в учебном процессе 230

3.2.6. Формирование мотивов учебной деятельности школьников 240

Глава 3.3. Контроль и оценка в учебной деятельности 246

3.3.1. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение 247

3.3.2. Становление самоконтроля в учебной деятельности 249

3.3.3. Педагогическая оценка: отличие оценки от отметки, виды оценок, становление самооценки в учебной деятельности 250

3.3.4. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности 255

Глава 3.4. Психологические детерминанты успеха и неуспеха в учебной деятельности 263

3.4.1. Понятие об успеваемости 263

3.4.2. Психологические причины неуспеваемости 266

3.4.3. «Обученная беспомощность» и ее последствия 273

3.4.4. Психолого-педагогическая поддержка школьников, испытывающих затруднения в учении 276

Глава 3.5. Индивидуализация и дифференциация обучения: учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся 288

3.5.1. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении 289

3.5.2. Учет половых особенностей в обучении 299

3.5.3. Индивидуальные особенности и их учет в обучении 301

3.5.4. Когнитивные стили как отражение индивидуальных особенностей усвоения учебного материала 302

3.5.5. Взаимосвязь когнитивных стилей между собой и с другими психологическими характеристиками 304

3.5.6. Учет когнитивных стилей в обучении 306

Раздел IV. Психологические проблемы деятельности педагога 313

Глава 4.1. Психология воспитания и самовоспитания 314

4.1.1. Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания 314

4.1.2. Взаимосвязь обучения и воспитания 318

4.1.3. Психологические теории воспитания 319

4.1.4. Психологические закономерности воспитания 322

4.1.5. Содержание и направления воспитания 324

4.1.6. Нравственное воспитание 329

4.1.7. Теория и методика воспитания И. П. Иванова 333

4.1.8. Самовоспитание 337

Глава 4.2. Учитель и ученик: общение и сотрудничество в образовательном процессе 342

4.2.1. Педагогическое общение 342

4.2.2. Основные компоненты общения 343

4.2.3. Установление и поддержание контакта 346

4.2.4. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами 348

4.2.5. Дружба и психологический климат как результат отношений в группе 353

4.2.6. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение 356

4.2.7. Манипулирование в школе 360

Глава 4.3. Психологические проблемы освоения педагогической деятельности педагога 368

4.3.1. Профессиональное становление учителя. 368

4.3.2. Влияние профессионализации на изменения личности педагога 371

4.3.3. Характеристика профессиональной идентичности педагога 374

4.3.4. Проблемы молодого учителя в период адаптации 377

4.3.5. Прогнозирование в педагогической деятельности 385

Глава 4.4. Профессиональное педагогическое сознание и самосознание 396

4.4.1. Профессиональное педагогическое сознание 396

4.4.2. Концептуальная модель педагогического процесса как структурная компонента профессионального сознания 398

4.4.3. Педагогический процесс и его представление в сознании учителя 403

4.4.4. Образ ученика и образ учителя в профессиональном сознании педагога 406

4.4.5. Профессиональное самосознание педагога и его развитие 408

 

"Педагогическая психология: Учебное пособие" Бархаев Б.П.- СПб. [и др.] : Питер, 2009. -  Серия: Учебное пособие - 448 с.

В учебном пособии излагается авторское видение строения современного психолого-педагогического знания, которое опирается на такие категории, как «понимание», «деятельность», «личность», «мотив», «переживание», «общение», «подсознание».

На страницах книги представлена широкая палитра уникальных результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями в данной области знания. Это пособие существенно отличается от аналогичных изданий не только авторским подходом к анализу психолого-педагогического знания, но и формой подачи материала, структурой текста. В содержании каждой главы выделены научно-теоретический, опытно-экспериментальный, инновационно-проектный и конструктивно-технологический аспекты психолого-педагогического знания. Текст книги сопровождается специальными схемами и рисунками, которые не только обеспечивают моделирование сущности рассматриваемых явлений, но и выступают эффективным средством, облегчающим усвоение материала.

Книга предназначена в первую очередь молодым специалистам, начинающим преподавателям и аспирантам. Материалы пособия также могут быть использованы студентами факультетов психологии, слушателями системы переподготовки кадров и повышения квалификации.

Отрывок

Содержание

Предисловие

Вводная глава. Педагогическая психология как отрасль научного знания

0.1. Научное знание и его строение

0.1.1. Место объекта и предмета в структуре научного познания

0.1.2. Выделение объект-предметной области педагогической психологии в качестве самостоятельной сферы сследования

0.2. Основные характеристики педагогической психологии как отрасли научного знания

0.2.1. Психологические функции образования как объект исследования

0.2.2. Категории психологии как средство задания предмета исследования

0.3. Методологические предпосылки построения педагогической психологии

0.3.1. Методы исследования и типы научного знания в педагогической психологии

0.3.2. Многообразие концептуальных подходов в педагогической психологии

0.4. Историческая логика развития педагогической психологии как науки

0.4.1. Исторические «точки роста» психолого-педагогического знания

0.4.2. Анализ основных научно-теоретических фактов развития психолого-педагогической мысли Контрольные вопросы Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Глава 1. Психология понимающей функции образования

1.1. Научно-теоретическое знание

1.1.1. Психология усвоения знаний в обучении школьника

1.1.2. Концепция внутреннего развития научных понятий Л. С. Выготского

1.1.3. Знак и символ в обучении (по Н. Г. Салминой)

1.1.4. Проблемы понимания смысловой структуры учебного текста (по Л. П. Доблаеву)

1.2. Опытно-экспериментальное знание

1.2.1. Исследование развития понимания, объяснения и наблюдательности в школьном возрасте (по П. П. Блонскому)

1.2.2. Экспериментальное исследование формализма в усвоении школьных знаний

1.3. Инновационно-проектное знание

1.3.1. Концепция воспитания мышления Дж. Дьюи

1.3.2. Опора на субъектный опыт школьника в процессе обучения (по И. С. Якиманской)

1.3.3. Педагогическое понимание (по В. П. Зинченко)

1.4. Конструктивно-технологическое знание

1.4.1. Психология школьной успеваемости

1.4.2. Психология интеллектуальной пассивности школьников (по Л. С. Славиной)

Контрольные вопросы

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Глава 2. Психология деятельностной функции образования

2.1. Научно-теоретическое знание

2.1.1. Психологическое строение действия

2.1.2. Развитие двигательных умений (по Н. А. Бернштейну)

2.1.3. Психология выработки интеллектуальных умений

2.1.4. Развитие памяти в процессе обучения (по В. Я. Ляудис)

2.1.5. Развитие способностей в процессе деятельности по решению задач (по Г. П. Щедровицкому)

2.2. Опытно-экспериментальное знание

2.2.1. Диагностика мнемических способностей школьника

2.3. Инновационно-проектное знание

2.3.1. Теория программированного обучения (по Б. Скиннеру)

2.3.2. Теория проблемного обучения 2.3.3. Концепция поэтапного формирования умственных действий

2.3.4. Теория учебной деятельности школьников (по Д. Б. Эльконину—В. В. Давыдову)

2.4. Конструктивно-технологическое знание

2.4.1. Методика формирования внимания у школьников начальных классов

Контрольные вопросы

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Глава 3. Психология личностной функции образования

3.1. Научно-теоретическое знание

3.1.1. Психология воспитания школьника

3.1.2. Интернализация социальных идей как механизм воспитания (по Б. Битинасу)

3.2. Опытно-экспериментальное знание

3.2.1. Изучение роли привычек в воспитании у детей устойчивых форм поведения

3.3. Инновационно-проектное знание

3.3.1. Психология формирования мировоззрения личности (по Г. Е. Залесскому)

3.3.2. Психология воспитательной среды (по Л. С. Выготскому)

3.3.3. Коллективные отношения как фактор личностного развития школьника

3.3.4. Психологическая стратегия воспитания личности в современных условиях (по А. Г. Асмолову)

3.4. Конструктивно-технологическое знание

3.4.1. Проектирование и конструирование воспитательных ситуаций

3.4.2. Воспитание личности ребенка положительным поступком (по К. Оллред)

Контрольные вопросы

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Глава 4. Психология мотивационной функции образования

4.1. Научно-теоретическое знание

4.1.1. Мотивация учения школьников (по А. К. Марковой)

4.1.2. Познавательные интересы учащихся (по Г. И. Щукиной)

4.1.3. Сознательность учения школьников

4.2. Опытно-экспериментальное знание

4.2.1. Влияние мотивации достижения на результаты учебных действий (по Г. Клаусу)

4.3. Инновационно-проектное знание

4.3.1. Развитие мотивационной сферы школьника (по Л. И. Божович)

4.3.2. Мотивация обучения в свете принципов обладания и бытия (по Э. Фромму)

4.4. Конструктивно-технологическое знание

4.4.1. Формирование у школьников мотивов учебной деятельности на содержательно-оценочной основе (по Ш. А. Амонашвили)

Контрольные вопросы

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Глава 5. Психология переживающей функции образования

5. 1. Научно-теоретическое знание 5.1.1. Переживание как единица анализа процесса развития школьника

5.1.2. Динамика переживаний школьника на разных этапах обучения (по Л. И. Божович)

5.1.3. Развитие личности в зависимости от организации учебной деятельности в начальной школе

5.1.4. Развитие Я-концепции и образование (по Р. Бернсу)

5.2. Опытно-экспериментальное знание

5.2.1. Проявления «аффекта неадекватности» в поведении школьников

5.3. Инновационно-проектное знание

5.3.1. Психология общего развития младших школьников (по Л. В. Занкову)

5.3.2. Воспитание развивающегося человека (по Р. Штейнеру)

5.3.3. Эстетическое переживание как средство воспитания (по Л. С. Выготскому)

5.4. Конструктивно-технологическое знание

5.4.1. Предупреждение и преодоление дидактогений у школьников

Контрольные вопросы

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Глава 6. Психология коммуникативной функции образования

6.1. Научно-теоретическое знание

6.1.1. Отношения участников педагогического процесса

6.2. Опытно-экспериментальное знание

6.2.1. Анализ речевого общения учителя и школьников

6.2.2. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей (по А.-Н. Перре-Клермон)

6.3. Инновационно-проектное знание

6.3.1. Соотношение общения и умственного развития в обучении (по Л. С. Выготскому)

6.3.2. Организация и развитие совместных действий обучаемых (по В. В. Рубцову)

6.3.3. Учебное сотрудничество школьников и учителей (по Г. А. Цукерман)

6.3.4. Проблема обучающей дискуссии в образовании

6.3.5. Межличностные отношения и фасилитация учения (по К. Роджерсу)

6.4. Конструктивно-технологическое знание

6.4.1. Преодоление проявлений «смыслового барьера» в общении со школьниками (по Л. С. Славиной)

6.4.2. Преодоление страха и злости в социальных отношениях школьников (по К. Бютнеру)

Контрольные вопросы

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Глава 7. Психология подсознательной функции образования

7.1. Научно-теоретическое знание

7.1.1. Переход от неосознанных к осознанным понятиям в процессе обучения (по Л. С. Выготскому)

7.1.2. Выработка навыков в процессе обучения

7.1.3. Взаимоотношение мнемической и познавательной установок в непроизвольном запоминании текста (по П. И. Зинченко)

7.2. Опытно-экспериментальное знание

7.2.1. Определение степени внушаемости школьников (по И. Е. Шварцу)

7.2.2. Развитие внутреннего плана действия школьников (по Я. А. Пономареву)

7.3. Инновационно-проектное знание

7.3.1. Суггестопедическая система обучения (по Г. Лозанову)

7.3.2. Релаксопедия как средство активного усвоения

7.4. Конструктивно-технологическое знание

7.4.1. Развитие практических навыков творческого мышления (по Э. де Боно)

Контрольные вопросы

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Послесловие

Библиография

 

P.S.

Педагогическая психология: Хрестоматия. Сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина

Ильин Е. П. Психология для педагогов

Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика

Колот С.А., Бродецкая Т.Г., Азаркина А.В., Ясюк Т.В. Психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей

Лефрансуа Ги. Психология для учителя. Прикладная педагогическая психология.

 

- "Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога." Давыдова В.И., Трофимчук О.М., Башак Т.В., Кривошеина И.Ю., Аббакумова С.И.– Челябинск, 2010г. - Администрация города Челябинска Управление образования Калининского района Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального сопровождения г. Челябинска (МОУ ЦПМСС)

В сборнике дано систематическое изложение основных методических и практических вопросов деятельности педагога-психолога в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Сборник будет полезен в первую очередь практическим психологам, а так же всем тем, кто проявляет внимание к такой сложной и увлекательной профессии, как педагог-психолог.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 6

Раздел 1. Первые шаги педагога-психолога ОУ 8

1.Проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий профессиональную деятельность педагог-психолог 8

2.С чего начать работу в ОУ? 10

Раздел 2. Документация педагога-психолога ОУ 12

1.Основные типы документации педагога-психолога ОУ 12

Законодательно-правовые акты и нормативные документы 12

Специальная документация.16

Организационно-методическая документация 17

2.Этический кодекс педагога-психолога 18

3.Образцы документации по организации деятельности педагога-психолога ОУ 23

Должностная инструкция педагога-психолога ОУ 23

Примерная номенклатура дел педагога-психолога ОУ 27

Форма годового планирования педагога-психолога ОУ 29

Циклограмма работы педагога-психолога ОУ 32

Рекомендации по оформлению журнала учета видов работы педагога-психолога 36

Протокол психодиагностического обследования 40

Психологическая характеристика и психологическое заключение 43

Алгоритм составления справки (заключения) по результатам психодиагностических исследований 49

Психолого-педагогическая карта развития 50

Формы стандартизированных отчетов педагога-психолога ОУ 51

Итоговый (аналитический) отчет педагога-психолога за год.59

Раздел 3. Модель кабинета педагога-психолога в образовательном учреждении 65

1.Расположение кабинета педагога-психолога 65

2.Температурный режим 66

3.Организация пространства кабинета педагога-психолога 66

4.Требования к организации фитодизайна 68

5.Требования к применению музыкальных средств 69

6.Светоцветовое оформление кабинета 70

7.Материально-техническое наполнение кабинета.73

8.Методическое обеспечение работы педагога-психолога 75

9.Организация хранения материалов.78

Раздел 4. Направления профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях ОУ 80

1.Психологическое просвещение 81

2.Психопрофилактическая работа 82

3.Психодиагностическая работа 83

Содержание диагностической работы педагога-психолога ОУ 83

Классификация диагностических методик 84

Стандартизация психодиагностического инструментария 99

4.Развивающая и психокоррекционная работа 103

Содержание развивающей и психокоррекционной работы педагога-психолога ОУ 103

Организация психолого-педагогической коррекции на диагностической основе 104

Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам в системе образования 109

Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МДОУ 110

Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МОУ 112

5.Консультативная работа 117

РАЗДЕЛ 5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 118

РАЗДЕЛ 6. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ 122

Подсказки начинающему дошкольному психологу. Черноусова Е.А., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №73 122

Развитие креативности и раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста. Малкова Е.Ю., педагог-психолог МДОУ №219 126

Коллективные творческие дела в практике работы педагога-психолога. Литвинчук Е.А., педагог-психолог МОУ СОШ №5 132

Дети-инвалиды: психологические проблемы и неожиданные открытия. Черноусова Е.А., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №73 136

Волшебные дети. Залятова Я.Э., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №454 140

 

- "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебно-методическое пособие." Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Трофимова Н Б., Щиголева Н.В., Фомина Н.Л. (http://www.vspu.ac.ru) Воронеж, 2009г. - 231 c.

В издании отражено содержание теоретического курса, представлены методические материалы к семинарско-практическим занятиям, рекомендованы вопросы и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогическая психология».

Учебное пособие рекомендовано для студентов второго курса очной и заочной форм обучения высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно практическим работникам сферы образования.

Содержание

Предисловие

Глава 1. Теоретический курс дисциплины «Педагогическая психология»

1.1. Педагогическая психология как наука

1.2. Психологическая сущность воспитания, его критерии

1.3. Понятие нравственности. Становление нравственности в онтогенезе

1.4. Обучение и развитие. Обучаемость

1.5. Теория учебной деятельности. Усвоение в учебной деятельности обучающихся

1.6. Психологическая роль педагогической оценки

1.7. Личность педагога

1.8. Психология педагогической деятельности

1.9. Педагогическое общение

Глава 2. Семинарско-практические занятия по педагогической психологии

2.1. Предмет и задачи педагогической психологии

2.2. Теоретические вопросы психологии воспитания

2.3. Воспитание ребенка в семье

2.4. Мотивация учебной деятельности

2.5. Современные концепции обучения

2.6. Ученик как субъект учебной деятельности

2.7. Педагог как субъект педагогической деятельности

2.8. Педагогическое общение в конфликтных ситуациях

2.9. Профессиональная компетентность и психологическая культура учителя

Глава 3. Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Педагогическая психология»

Приложения

1. Словарь основных понятий

2. Краткие биографии выдающихся психологов

 

- "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ»" Пешкова Валентина Евгеньевна (http://pedfak.adygnet.ru) Адыгейский государственный университет - Майкоп, 2010 - 61 с.