Отрывок из статьи “Сопровождение ребенка в предшколе на основе показателей его развития” А.А. Майер, Н.В. Никитина - журнал «Начальная школа плюс До и После» №12 за 2008г.

Качественные изменения, свидетельствующие о развитии ребенка в процессе предшкольной подготовки, можно оценить по таким базовым показателям, значимым для данного возраста, как ведущий вид деятельности и общения, новообразования стабильного и критического периодов развития, центральная психическая функция.

Сопровождение представляет собой совокупность мер по профилактике, превенции, пропедевтике, диагностике, терапии, коррекции и реабилитации, направленных на помощь и поддержку ребенка, обеспечивающих адаптацию, интеграцию и индивидуализацию его развития. Итак, можно сказать, что медиковалеологическое, социальное, педагогическое, психологическое сопровождение – это:

– во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы медицинской профилактики и валеологической практики, социальной поддержки развития ребенка, психологической помощи, педагогического обеспечения осуществляемой в рамках деятельности социально-психолого-педагогической службы;

– во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой – создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов жизнедеятельности и в результате – эффективное выполнение отдельным человеком своих основных функций;

– в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в нем [1, 2].

Результатом интегративного сопровождения личности в процессе адаптации, интеграции и индивидуализации в мире становится новое жизненное качество – адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Сопровождение представляет собой целостную систему. Как любая система, оно состоит из элементов (или компонентов), которые одновременно являются его инвариантными этапами.

В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента: диагностику (отслеживание), служащую основой для постановки целей; отбор и применение методических средств; анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

На этапе «входа» обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития ребенка, создаются условия для перевода его из позиции объекта в позицию субъекта собственного жизнеосуществления. Процесс интеграции ребенка связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия педагога и детей в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является перевод ребенка из позиции субъекта в позицию личностного контекста реализации собственной активности. Этап «выхода» связан с анализом и определением степени сформированности основных показателей развитости ребенка, ближайшей зоны его индивидуального развития уровня перевода ребенка на позицию индивидуализации.

Социально-психолого-педагогическое сопровождение предполагает сохранение естественности образовательной и жизненной среды субъекта, отсутствие навязчивости со стороны педагогов и психологов при своевременном обеспечении необходимой помощи в трудных жизненных ситуациях, защиты от неблагоприятных социальных воздействий, условий или психологического стресса, проектирование оптимальных условий для личностного развития ребенка, совместной с ним деятельности по развитию основных новообразований возраста, ответственности за жизненные выборы, способности к самоопределению и самореализации.

Таким образом, комплексное медико-социопсихопедагогическое сопровождение ребенка в предшколе – это создание пространства развития ребенка в целях оптимизации его индивидуального развития во взаимодействии с окружающим миром. Оно рассматривается как кумулятивный (совокупный, накопительный) эффект процессов обучения, воспитания и развития, как процесс по созданию валеологических (медицинских), социальных, педагогических, психологических условий и по технологическому обеспечению предшкольной подготовки. Подробное рассмотрение структуры и видов деятельности позволяет сконструировать модель сопровождения развития ребенка в системе деятельностей в предшколе.

Пространство сопровождения развития детей:

Коррекционно-педагогический блок: учет индивидуальных возможностей детей, профилактика, пропедевтика и коррекция основных проблем и затруднений в развитии ребенка

Психолого-педагогический блок: способствует развитию психических процессов, свойств и состояний дошкольников; направлен на обеспечение комфорта, безопасности, стимулирует проявление позитивных эмоций

Игра. Художественно-речевая деятельность. Труд. Творческо-продуктивная деятельность. Изобразительная деятельность. Музыкально-театральная деятельность

Социально-педагогический блок: способствует социальному развитию ребенка, формированию его автономности, способности проявлять инициативу, творчество, свободу выбора и действий, социальной уверенности и защищенности, социальной адаптации и социализации в целом

Медико-валеологический блок: соответствие уровню физических возможностей, физиологических потребностей; здоровьезатратность, удовлетворенность и безопасность, соответствие САНПиНам

Деятельностный состав сопровождения позволяет обеспечить необходимые для развития ребенка виды деятельности (игра, художественно-речевая деятельность, труд, творческо-продуктивная, изобразительная, музыкально-театральная деятельность) соответствующими блоками условий (медико_валеологический, социально-педагогический, психолого-педагогический, коррекционно-педагогический).

Технология сопровождения определяет стороны развития ребенка и систему педагогически целесообразных действий специалистов в работе с детьми.

Литература

1. Осухова Н. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации [Электронный ресурс] Режим доступа // Школьный психолог. – 2001. – № 31

//http://psy.1september.ru/article.php?ID=200103110.

2. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пос. для учителя-дефектолога / Авт._сост. Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, М.А. Жданова.– М.: ВЛАДОС, 2003.