"Основы психологии." Столяренко Л.Д. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.

 

В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология».

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.....................,................7

1. Психология как наука...............................................7

1.1. Задачи и место психологии в системе наук.........9

1.2. Отрасли психологии.....................................10

1.3. Методы психологии.......................................14

2. Понятие психики....................................................16

2.1. Психика и организм....................................28

2.2. Психика, поведение и деятельность................38

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ...........................47

1. Краткий экскурс в историю психологии......................47

2. Фрейдизм, психоанализ............................................69

3. Бихевиоризм............................................................70

3.1. Поведенческая концепция Б. Скиннера...........72

3.2. Теория социального научения.........................74

4. Когнитивный подход в психологии............................78

4.1. Когнитивный подход к личности (Д. Келли)......81

5. Гуманистические теории личности...............................86

5.1. Феноменологический подход Роджерса............90

5.2. Теория личности Г.Тома..............................97

6. Аналитическая психология К. Юнга............................98

6.1. Коллективное бессознательное и архетипы.........103

7. Трансперсональная психология.................................111

7.1. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа................113

8. Психогенетический подход Ч. Тойча..........................127

Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ......136

1. Ощущения и восприятия.........................................136

1.1. Восприятие................................................143

1.2. Внимание..................................................157

2. Закономерности памяти..........................................164

2.1. Расстройства памяти....................................173

Мышление.............................................................178

3.1. Развитие мышления в персоногенезе..............179

3.2. Понятие и представление.............................189

3.3. Способы активизации мышления...................195

3.4. Расстройства мышления...............................196

4. Воображение.................................203

4.1. Виды воображения......................................205

5. Речь......................................................................211

5.1. Виды речевой деятельности и их особенности..212

6. Интеллект..............................................................214

6.1. Оценка интеллекта......................................219

6.2. Креативность, или творческая одаренность.......222

6.3. Коррреляция между креативностью и индидуальными характеристиками......226

Глава 4. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.........................................229

1. Сознание как высшая ступень развития психики............229

2. Самосознание.........................................................236

2.1. Нарушения самосознания............................239

3. Взаимодействие сознания и подсознания...................240

4. Эмоциональные процессы и управление эмоциями.........243

4.1. Теории эмоций...........................................246

4.2. Стресс и фрустрация...................................250

4.3. Физиологические механизмы стресса.............252

5. Воля как характеристика сознания...........................255

5.1. Структура волевого действия.........................257

6. Состояния сознания..................................................260

6.1. Нарушения сознания...................................270

Глава 5. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА, ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ......274

1. Индивидуальность и личность..................................274

1.1. Свобода воли.............................................280

1.2. Общее и индивидуальное.............................280

1.3. Психологическая структура личности..............282

2. Способности как проявление индивидуального в психике..............283

3. Типология темперамента..........................................287

3.1. Типы темперамента и их психологическая характеристика..........289

3.2. Роль темперамента в деятельности.................292

4. Конституционные типологии....................................295

5. Диспозиционное направление и факторный анализ личности................298

5.1. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией—интроверсией................305

6. Типологический подход.........................,.................309

7. Характер, акцентуации характера и неврозы..............311

7.1. Акцентуации характера...............................317

7.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации..................................319

7.3. Неврозы.....................................................324

8. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности...............329

9. Типологии характера...............................................332

9.1. Классификация А. Ф. Лазурского...................332

9.2. Типология социальных характеров Фромма.......334

9.3. Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь).................341

9.4. Типология манипулятивных типов харак- тера (Э. Шостром)......................343

9.5. Типологические модели индивидуальных характеров................................348

9.6. Типологическая модель К. Юнга....................354

9.7. Типология психосоциотипов.........................358

9.8. Сенсорная типология...................................362

9.9. Психогеометрическая типология.....................365

9.10. Клинические типологии личности................367

9.11. От «комплекса неполноценности» к личностному росту.......................372

9.12. Типы людей и «локус контроля».................377

9.13. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности...........378

10. Мотивация...........................................................384

11. Психические состояния..........................................397

11.1. Агрессивность и агрессивное поведение.........400

Глава 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ.......412

1. Психология общения...............................................412

1.1. Функции и структура общения.....................412

1.2. Трансактный анализ общения.......................417

1.3. Вербальные и невербальные средства общения...419

1.4. Общение как восприятие людьми друг друга...423

1.5. Синтоническая модель общения.....................429

1.6. Виды и техники слушания...........................440

2. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения............448

2.1. Межличностные отношения и взаимодействия...450

2.2. Взаимодействие в группе.............................462

2.3. Взаимодействие людей в неорганизованных группах...........................477

2.4. Личность и группа: проблема лидерства и руководства.......................480

Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА...496

1. Предмет педагогической психологии и предмет педагогики...................496

1.1. Целеполагание в педагогике и педагогиче- ские принципы..................504

1.2. Основные понятия дидактики.......................508

2. Психологические особенности обучения......................513

2.1. Стратегии формирования новых знаний и способностей.........................518

2.2. Стратегия экстериоризации............................524

2.3. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения....................526

6 3. Структура педагогической деятельности.......................537

3.1. Методологическая структура педагогической деятельности.....................537

3.2. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность......539

3.3. Основные дидактические концепции..............545

4. Виды, методы обучения и особенности традиционного обучения..................547

4.1. Программированное обучение.......................553

4.2. Проблемное обучение и деловые игры............555

4.3. Производственно-профессиональное обучение...559

4.4. Инновационное обучение.............................563

5. Педагогическое общение..........................................568

5.1. Стили педагогического общения.....................569

5.2. Воспитание и его закономерности.................579

Глава 8. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.........592

1. Жизненный цикл развития человека.........................592

1.1. Развитие нервной системы...........................596

1.2. Физическое развитие...................................596

1.3. Половое развитие........................................597

1.4. Когнитивное развитие..................................599

1.5. Нравственное развитие................................605

2. Формирование и развитие личности..........................607

2.1. Социализация личности...............................607

2.2. Эпигенетическая теория развития личности Эриксона....................616

3. Психологические особенности возрастных периодов.......619

3.1. Кризис новорожденности...............................621

3.2. Стадия младенчества...................................623

3.3. Ранний возраст...........................................624

3.4. Кризис трех лет...........................................625

3.5. Дошкольный возраст....................................627

3.6. Младший школьный возраст.........................631

3.7. Подростковый возраст..................................636

3.8. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста.............642