Книга "Песочная терапия" Большебратская Э.Э. - Петропавловск, 2010 г.

Пособие "Песочная терапия" Большебратская Э.Э. предназначено для психологов, учителей-логопедов, воспитателей, учителей русского языка, преподавателей ИЗО, специалистов дошкольных образовательных учреждений в качестве дополнительного методического материала.

Эта книга дает читателю представление о песочной терапии - увлекательной и для родителей и для специалистов, форме психотерапевтической работы. Материал данного пособия поможет педагогам в увлекательной форме организовать занятия по психологии, логопедии, развитию речи, ознакомлению с окружающей средой, экологии. Рекомендуется использовать элементы данных игр и тренингов, как на занятиях, так и во время прогулок, предложенный материал способствует развитию у детей познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие), интеллектуальных и эмоциональных способностей в процессе общения со взрослыми и со сверстниками.

 

 Песочная терапия в практике

Цели занятий (соответственно предмету ):

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность

2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений

3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению

4. Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму

5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства

6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии

7. Снижение психофизического напряжения

8. Актуализация эмоций

Оглавление

Введение

Песочная терапия в практике

Основные принципы игр на песке

Пять шагов организации игрового процесса

Моделирование игр – сказок на песке

Необходимое оборудование

Конспекты занятий

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Занятие 11

Занятие 12

Занятие 13

Занятие 14

Занятие 15

Занятие 16

Занятие 17

Занятие 18

Занятие 19

Занятие 20

Занятие 21

Занятие 22

Речевой материал в помощь начинающим педагогам

Заключение

Список использованной литературы

 

Список использованной литературы

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь, 2006 – 208 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

 

P.S.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

Арт-терапия (подборка книг)

 

- "Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры" Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 64 c.

В книге предлагаемые игры предназначены в первую очередь для работы с дошкольниками. Издание адресовано родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка при помощи игры, близкой и понятной ему. В книге раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Ценность книги состоит в том, что ее материал можно использовать для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития.

Первая часть книги «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» называется «Песочная игротерапия. Коррекционные и развивающие игры с дошкольниками». Она адресована родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка при помощи игры, близкой и понятной ему. Предлагаемые игры предназначены в первую очередь для работы с дошкольниками. Ценность книги состоит в том, что ее материал можно использовать для работы как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития.

В книге раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Авторы также пока¬зывают родителям и педагогам преемственность работы в рамках «песочной те¬рапии» с детьми от 2,5 лет до более старшего возраста.

Вторая часть — «Обучение и коррекция умственно отсталых молодых людей. Адаптирующие игры» — поможет как родителям, так и преподавателям центров временного пребывания, реабилитации и коррекции, классов и групп «особый ребенок» образовательных учреждений в воспитании и социальной адаптации умственно отсталых детей и молодых людей. Эти игры также подойдут и для занятий с дошкольниками, не имеющими нарушений в развитии.

Содержание

От авторов 3

Часть I. Песочная игротерапия. Коррекционные и развивающие игры с дошкольниками 7

Глава 1. ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук 15

Игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения 19

Глава 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Индивидуальные игры на песке 24

Групповые игры на песке 26

Глава 3. ПРОЕКТИВНЫЕ ИГРЫ 28

Индивидуальные игры на песке 29

Групповые игры на песке 35

Приложение. Определение стиля ситуативной коммуникации 36

Часть II. Обучение и коррекция умственно отсталых молодых людей. Адаптирующие игры 46

Индивидуальные игры с пуговицами, спичками .... 47

Групповые игры с бытовыми предметами 53

Литература 63

Об авторах 63

 

Песочная терапия в работе с дошкольниками с особенностями развития

 

- "Юнгианская песочная психотерапия" Штейнхардт Л. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с: ил. — | (Серия «Практикум по психотерапии»). Отрывок, Оглавление

Книга представляет собой компактный и высокоинформативный обзор истории, теории и практики юнгианского подхода в песочной терапии как составной части терапии через искусство. Тогда как иные подходы в данном виде арт-терапии фокусируют внимание на значении используемых миниатюрных объектов, Л. Штейнхард обращается к анализу создаваемых песчаных форм, анализируя баланс природных, культурных и рукотворных элементов в творчестве клиентов. Детальное описание и анализ отдельных терапевтических случаев, наглядный иллюстративный материал, захватывающие перспективы нового подхода делают это пособие неоценимым руководством для психотерапевтов, консультантов, социальных работников и представителей других помогающих профессий, вызовут интерес каждого творчески ориентированного читателя.

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ 8 БЛАГОДАРНОСТЬ 12

ПРЕДИСЛОВИЕ 14 ЧЕРЕПАХА 16

ЧАСТЬ I ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Песочная терапия и арт-терапия 20

Фундамент и форма 26

Создание основы и классификация форм 33

Факторы, влияющие на создание основы 36

Личный опыт автора, связанный с использованием песочницы и изобразительным творчеством 38

Краткий обзор содержания книги 40

ЧАСТЬ II ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ АНАЛИЗУ ПЕСОЧНЫХ ФОРМ

Глава 2. История и описание песочной терапии 44

История М Некоторые аспекты песочной терапии, влияющие на создание песочных форм 48

Обсуждение 65

ЧАСТЬ III АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКАЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Глава 3. Арт-терапевтический подход к творческому использованию различных материалов 68

Глава 4. Арт-терапевтическая специальность 72

Глава 5. Формы художественного творчества, связанные с песочной терапией

Рельеф, коллаж, ассамбляж, «найденные объекты» (objettrouve) 80

Глава 6. Арт-терапевтический кабинет и материалы 84

Кабинет 84

Три группы материалов для художественного творчества 85

Критерии классификации материалов 88

Глава 7. Классификация материалов в арт-терапии 100

Неструктурированные пластические материалы, используемые в арт-терапии 101

Оформленные материалы, используемые в арт-терапии 103

Глава 8. Песочница в арт-терапевтической работе 106

Песочница: метод, материал и движения 106

Песочница, изобразительное искусство и грязь 108

Создание изображений и отпечатков 112

Глава 9. Материалы песочной терапии 118

Введение 118

Песок и вода 118

Предметы песочницы 122

Используемый в песочной терапии набор предметов 127

Глава 10. Классификация материалов, используемых в песочной терапии 131

Песок и вода 131

Материалы, из которых изготовлены предметы песочной терапии 132

Глава 11. Цвет 135

Синие оттенки: кобальт и лазурь 138

Цвет в качестве составной части живых систем .... 139

Цветовая карта для песочной терапии и арт-терапии 141

ЧАСТЬ IV СОЗДАНИЕ ФОРМЫ В АРТ-ТЕРАПИИ И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Глава 12. Визуальная экспрессия 146

ЧАСТЬ V ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

ВВЕДЕНИЕ 168

Глава 13. Поверхность песка. Создание горок и отпечатков, лепка и рисование на песке 169

Глава 14. Проникновение в толщу песка. Отверстия, тоннели, закапывание и раскапывание предметов 187

Глава 15. Использование воды. Капание мокрым песком и выливание воды в песочницу 201

Глава 16. Тактильная коммуникация с песком и ее отсутствие 211

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 217

ЧАСТЬ VI ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Глава 17. Ниспровержение коллективного 221

Глава 18. Ванда: привнесение воды в центр 256

Глава 19. Ванда: изобилие и божественная защита 277

Глава 20. Заключение 302

ЛИТЕРАТУРА 307

 

- "Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии" Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. - Речь, 2007 г. - 340 c.

Эта книга дает читателю представление о песочной терапии - увлекательной и для клиента, и для специалиста форме психотерапевтической работы. Авторы описывают принципы и методы песочной терапии и консультирования с использованием песочницы, рассказывают о путях глубинной диагностики личности клиента, об особенностях консультирования женщин, приводят примеры из практики.

 

- "В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" Кузуб Н. В., Осипук Э.И. // Вестник практической психологии образования. 2006. №1. – C. 66-74

Фрагмент статьи

Иногда случайное прикосновение взрослого человека к песку вызывает в его душе эхо далеких детских воспоминаний. Вот малышу впервые показывают песочницу, и он замирает, глядя, как песок золотой струйкой течет из ладоней вниз. Он хочет попробовать это чудо на вкус. Маленькие пальчики пытаются схватить песок, но он ускользает, щекочет коленки. Постепенно, с каждой новой встречей, песок раскрывает перед маленьким человечком свои тайны, свою могучую и хрупкую прелесть. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Маленький человек становится в песочнице «Созидателем, почти Богом». Один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам Бытия: все приходит и все уходит; нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния равновесия с миром и собой.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок?

 

- "История и современные тенденции песочной терапии" Сакович Н.А.// Вестник практической психологии образования. 2007. №2. – C. 94-97

Фрагмент статьи

Песочная терапия (Sandplay), которая опирается на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиентов, методом, который может выстроить своеобразный связующий мост между бессознательным и сознательным, между эмоциональным и рациональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным.

Часто клиент не может найти слов для объяснения своих трудностей или конфликтов. Он не понимает причин происходящего с ним, не видит решения возникших проблем. Песочная терапия может обеспечить клиенту возможность образно представить то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, посредством которого клиент может передать свой бессознательный «материал» не только психологу, но и самому себе. А благодаря пониманию меняется поведение.

Литература

Barbara Labovitz Boik and E. Anna Goodwin. Sandplay therapi. — London: W.W.Norton and Company, 2000

Kalff, Dora. Sandplay. A Psyhoteraputic Approach to the Psyche. — Santa Monica: Sigo Press, 1980

Вебер М., Ремен Н. Работа с песочницей /Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии /Под редакцией Бадхена А.А, Кагана В.Е. — М.: Смысл, 1997

 

- "Шаг за шагом в процессе песочной терапии (продолжение)" Сакович Н.А.// Вестник практической психологии образования. 2007. №3. – C. 105-108

Продолжение. Начало в № 2, 2007 год.

Фрагмент статьи

Песочная терапия уникальна для каждого клиента, так как отражает его индивидуальность. Для некоторых начало работы с песком ― размышление о том, какой должна быть их жизнь. Для других — это путь, раскрывающий проблему. Для третьих ― это глубокое сосредоточение и расслабление. Рассмотрим структуру процесса песочной терапии. Терапия начинается, когда клиенты переходят от невербальной, бессознательной игры на подносе с песком к вербальной сознательной игре. Первоначально психолог лишь поощряет клиентов, позволяя их «внутреннему голосу» руководить процессом. На этапе осознания клиентом происходящего психолог начинает играть все более активную роль

 

- "Шаг за шагом в процессе песочной терапии (продолжение)" Сакович Н.А. // Вестник практической психологии образования. 2007. №4. – C. 93-97

Продолжение. Начало — в «Вестнике практической психологии образования» № 2, 3 за 2007 год.

Фрагмент статьи

Молчаливое строительство и «проживание» своего мира имеют определенную терапевтическую ценность. У клиента появляется возможность «перенести» на поднос свои самые сокровенные мысли и чувства, сделать их видимыми. «В творческом строительстве в песке изображение появляется постепенно, без беспокойства относительно «уровня зрелости» его окончательного внешнего вида. Это позволяет автономно снизить множество защит, без тревоги о том, как эти защиты могли бы быть преодолены» (Ryce-Menuhin, 1992).

 

- "Игры-занятия с водой и песком. Стол-ванна для игр с водой и песком, набор для аквапескотерапии. Пособие для педагогов, психологов и родителей." Т.А.Алексеева, Л.Б.Баряева, С.Ю.Кондратьева, Л.В.Силиванова. Под редакцией профессора Л.Б.Баряевой. (СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2008)

В пособии рассматриваются образовательные ситуации, в которых используются стол-ванна для игр с водой и песком, а также набор для аквапескотерапии. Эти ситуации способствуют познавательному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, описаны игры и игровые упражнения с привлечением литературного материала и с применением оборудования для занятий с водой и песком. Пособие предназначено для специалистов (воспитателей, учителей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов), работающих с детьми в дошкольных и школьных учреждениях (массовых и коррекционных), а также для родителей, принимающих активное участие в развитии и воспитании своих детей.