Книга "Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя" Коломинский Я.Л., Панько Е.А. - Москва: Просвещение, 1988.

 

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравственно-психологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Сензитивность этого периода очень четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если педагог упустит этот момент, запоздает с обучением грамоте, то в дальнейшем ее усвоение будет проходить с большими трудностями.

Успехи шестилетнего ребенка в школе будут во многом определяться его готовностью к ней.

Прежде всего, важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включают и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.

Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

 

Оглавление

От авторов

1 Раздел. Готовность к школе и методы изучения психики ребенка

Глава 1 Психологическая готовность к школе

§ 1. Интеллектуальная готовность

§ 2. Личностная и социально-психологическая готовность

§ 3. Волевая готовность

§ 4. Адаптация ребенка к школе

Глава 2. Как изучать психику детей

§ 1. Принципы изучения психики ребенка

§ 2. Основные стратегии изучения психики детей

§ 3. Построение исследования

§ 4. Конкретные методы исследования

§ 5. Методы изучения взаимоотношений между детьми в школе

2 Раздел. Деятельность шестилетнего ребенка

Глава 3. Психологические особенности игровой деятельности детей шестилетнего возраста

§ 1. Ролевая игра и ее развитие  

§ 2. Взаимоотношения между детьми в игре

§ 3. Игры с правилами

§ 4. Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей

§ 5. Значение игры для психического развития ребенка

§ 6. Роль игры в становлении трудовой деятельности

Глава 4. Особенности учебной деятельности шестилетних детей

§ 1. Учебная деятельность и ее мотивы

§ 2. Способы выполнения учебных действий

§ 3. Познавательная активность ребенка и его общение с педагогом

§ 4. Как обучать шестилеток

§ 5. Какие умения особенно нужны педагогам

Глава 5. Особенности художественной деятельности детей шестилетнего возраста

§ 1. Художественно-речевая деятельность

§ 2. Музыкальная деятельность

§ 3. Изобразительная деятельность

3 Раздел. Психология личности и межличностных отношений детей шестилетнего возраста

Глава 6. Личность ребенка шестилетнего возраста

§ 1. Социально-психологические предпосылки и условия развития личности ребенка шестилетнего возраста

§ 2. Развитие самосознания и самооценки ребенка

§ 3. Развитие мотивационной сферы

Глава 7. Индивидуальные особенности шестилетних детей

§ 1. Темперамент шестилетних детей

§ 2. Способности шестилетних детей

4 Раздел. Познавательная сфера шестилетнего ребенка

Глава 8. Психология чувственного познания

§ 1. Развитие основных видов чувствительности

§ 2. Восприятие пространства

§ 3. Ориентировка во времени

§ 4. Восприятие художественных произведений

§ 5. Восприятие человека

Глава 9. Память шестилетнего ребенка

§ 1. Непроизвольная и произвольная память ребенка

§ 2. Формирование элементов логической и иных видов памяти

Глава 10. Мышление и речь шестилетнего ребенка

§ 1. Знания и виды мышления ребенка

§ 2. Формы мыслительной деятельности

§ 3. Как развивать мышление

§ 4. Развитие речи шестилетнего ребенка

Глава 11. Воображение ребенка шестилетнего возраста

§ 1. Характеристика образов воображения ребенка

§ 2. Развитие и формирование воображения

Глава 12. Внимание шестилетнего ребенка

§ 1. Характеристика видов внимания шестилетних детей

§ 2. Свойства внимания детей шестилетнего возраста

Глава 13. Учитель и дети

§ 1. Типы педагогического отношения учителя к детям

§ 2. Педагогическое воздействие в ходе педагогического общения

§ 3. Совместимость стилей педагогического общения учителя и воспитателя

Литература

 

Литература

1. Материалы XXVII съезда КПСС.—М., 1986.

2. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов.—М., 1984.

3. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция.—М., 1986.

4. Крупская Н. К,. Дети—наше будущее. — М,, 1975.

5. Амонашвили Ш. А. В школу—с шести лет.—М., 1986.

6. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!—М., 1983.

7. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.—М., 1987.

8. Аеринская И. И., Зверева М. В., Кумарина Г. Ф. и др. Опыт исследования результатов обучения шестилетних детей в подготовительных классах и группах детского сада//Вопросы психологии. — 1984. — № 4. 8а, Басов М. Я. Методика психологических наблюдений задетьми/Избранные психологические произведения.—М., 1975.

9. Башлакова Л. Н. Исследование факторов, влияющих наорганизацию общения воспитателя с детьми//Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. — Минск, 1985.

10. Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. — Минск, 1975.

11. Богоявленская О. Б. Пути к творчеству.—М., 1981.

12. Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребенка.— Минск, 1974.

13. Буре Р. С„ Година Г. Н. Учите детей трудиться.—М., 1983.

14. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети.—М., 1985.

15. Буянов М. И Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра.—М. 1988.

16. Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению (стерший дошкольный возраст)//До» школьное воспитание.—1985.—№ 7.

17. Венеер Л. А. Педагогика способностей. — М., 1973.

18. Венгер Л. А. Психологическая готовность ребенка к шко-ле//Вопросы психологии.—1984.—№ 4.

19. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.—М.; 1983.

20. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М ВТТамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик.—М., 1984.

21. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников.— М., 1981.

22. Воспитание дошкольников в труде/Под ред. В. Г. Нечаевой,—М., 1980.

23. Воспитание детей в игре/Сост. А. Е. Бондаренко, А. И. Матусик.—М., 1983.

24. Воспитание и обучение в детском саду/Под ред. А. В. Запорожца и Т. А. Марковой.—М., 1976,

25. Выготский Л. С. Детская психология//Собр. соч.: В 6 т.— М.. 1984.—Т. 4.

26. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.—М„ 1967.

27. Выготский Л, С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии.—1966.—№ 6.

28. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте//Избр. психологические исследования.—М., 1956.

29. Выготский Л. С. Педология подростка//Собр. соч. — М., 1984.—Т. 4.

30. Выготский Л. С. Проблемы развития психики//Собр. соч. — М., 1983.—Т. 3.

31. Глоцер В. Л. Дети пишут стихи. Книга о детском литературном творчестве. — М., 1964.

32. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М., 1976.

33. Давыдов В. В. Проблемы разрывающегося обучения. — М., 1986.

34. Детская психология: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского и Е. А. Панько. — Минск, 1981.—Ч. 1.

35. Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте в детском саду: Метод. рекомендации/Сост. Н. С. Старжинская, Л. И. Смагина.—Минск, 1982.

36. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.

37. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ.—М., 1985.

38 Дошкольная педагогика. Учебное пособие/Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина.—М., 1985.

39. Дошкольная педагогика/Под, ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.—М., 1983.

40. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. — М., 1985.

41. Жуковская Р. И. Игра иее педагогическое значение.— М„ 1975.

42. Жугова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду.—М., 1974.

43. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи.—М., 1988.

43а. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности/Принцип развития в психологии.-М., 1978.

44 Запорожец А. В. Избранные психологические труды.—М., 1986.—Т. 1.

45. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка,—М., 1986.

46. Игры и упражнения в обучении шестилеток/Под ред. Н. В. Седж.—Минск, 1985.

47. Карпова С. Н., Лысюк А. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.—М„ 1986.

48. Каруле А. Я. Обучение шестилетних детей в школе: Из опыта работы подготовительных классов.—М., 1984.

49. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитательной работе. — М„ 1985.

50. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. — Минск, 1984.

51. Коломинский Я. Л. Человек; психология: Кн. для старшеклассников. — М., 1986.

52. Кондратьева С. В. Учитель—ученик.—М., 1984,

... 

81. Усова А. П. Обучение в детском саду.—М., 1981.

82. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка?: Пер с польск. — М„ 1978.

83. Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений//Вопросы психологии. — 1986.—№ 4.

84. Чуковский К. И. От двух до пяти.— Минск, 1983.

85. Эльконин Д. Б. Психология игры.—М,, 1978.

86. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.—М., 1974.

87. Эстетическое воспитание в детском саду/Под ред. Н. А. Ветлугиной.— М„ 1985.

88. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей,—М., 1984.

 

P.S.

Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии

В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования.

Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей — детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.