- "Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук" Светлова И. - Эксмо, 2005 г. - 72 с. - иллюстратор: Евгений Смирнов.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Игры, с которыми малыши познакомятся в этойкниге, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

Отзыв о книге: Книгу дочка просто обожала. И мне нравилось по ней заниматься с ребёнком.

 

 

 

(Источник: http://5razvorotov.livejournal.com)

 

23 способа развития мелкой моторики

1. Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

2. Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.

3. Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.

4. Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.

5. Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса). 6. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

7. Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

8. Доставание бусинок ложкой из стакана.

9. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

10.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.

11.Продевание нитки в иголку.

12.Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

13.Стирание ластиком нарисованных предметов.

14.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

15.Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).

16.Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.

17.Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).

18.Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.

19.Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

20.Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).

21.Сжимание и разжимание эспандера.

22.Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").

23.Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Как видите, развивать мелкую моторику рук очень просто!

(Источник: http://filirochka.livejournal.com)

 

 

- "Развитие мелкой моторики рук" доклад Серова Е.Ю.- 9 с.

Использованная литература:

1. А. Е. Белая, В. И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 46с.

2. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.– 2-е изд, испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 96с.

3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособия для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 48 с.

4. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.

 

«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников» статья (http://dohcolonoc.ru)

 

- "Развитие мелкой моторики рук" статья (www.logopedspb.ru)

 

- "Развитие моторики у детей" (http://adalin.mospsy.ru)

 

- Оригами и развитие ребенка

 

- "Прописи с вариантами. Готовим руку к письму."  - Карапуз, 2012 г. - для детей от 5 до 7 лет. (на http://eknigi.org) (на http://mirknig.com)

 

(Источник: www.liveinternet.ru)

 

- "Штриховка-дорисовка. Готовим руку к письму" (синяя) Издательство: Литера, 2008 г. (на http://eknigi.org) (на http://mirknig.com)

Задания, представленные в данных прописях, предназначены для развития мелкой моторики дошкольника 4-5 лет и подготовки его руки к письму. Прежде чем начинать писать буквы и цифры в школе, ребенок должен научиться правильно держать карандаш, соотносить образец с собственным рисунком, уметь находить и исправлять ошибки. Все графические упражнения составлены по принципу "от простого к сложному", поэтому не рекомендуется пропускать ни одно из них. Научившись проводить линии и рисовать фигуры, ваш ребенок с легкостью справится со всеми письменными заданиями в школе

 

 

 

 

(Источник: www.liveinternet.ru)

 

- "Штриховка-дорисовка. Готовим руку к письму" (зелёная) Издательство: Литера, 2008 г.(на http://eknigi.org)

 

 

- "Штриховка-дорисовка. Готовим руку к письму" (красная) Издательство: Литера, 2008 г. (на http://eknigi.org)  (на http://mirknig.com)

 

- "Штриховка-дорисовка. Готовим руку к письму" (желтая) Издательство: Литера, 2008 г. (на http://eknigi.org)

 

 

- "Прописи для правшей и левшей" (барыня) Мальцева И.В. - Издательство: Карапуз, 2011 г. - 16 с. - Серия: Готовим руку к письму.

Максимум интереса и максимум пользы - это наши уникальные прописи для правшей и левшей. Ребенок, "на интересе" дорисовывая занятные картинки, узнает множество видов штриховок (а это поможет ему стать настоящим мастером в обводке и владении карандашом). Замечательная гимнастика для пальчиков! Но самое увлекательное, самое потрясающее то, что эти прописи - на две руки. Хочешь - рисуй их левой рукой, хочешь правой. Но мы советуем их разрисовывать сразу двумя руками. И картинки нарисовали соответствующие, очень для этого удобные. Ведь рисование двумя руками координирует работу обоих полушарий головного мозга, успокаивает, помогает сосредоточиться. Рисуйте и левой, и правой -получайте удовольствие.

 

 

(Источник: www.labirint.ru

 

- "Прописи для правшей и левшей" (на http://eknigi.org)

Симметричные рисунки (прописи), которые нужно обводить сразу двумя руками. Основная идея - координация ведущей и ведомой руки, зрительного и пространственного восприятия, тренировка мелких мышц руки. Синхронная работа правого и левого полушария. Для детей 5-8 лет.

Чему научится ребенок, работая с прописями?

- Он сможет научиться уверенно проводить прямые и изогнутые линии в разных направления, а главное, не просто вести руку, но и получить при этом вполне художественный результат.

- Он сможет научиться безошибочно проговаривать трудные звуковые сочетания, которыми так богаты скороговорки в книге.

 

- "Писането. Готовим руку к письму." ИК "Парнас", 2005 г. (на http://eknigi.org) (на http://mirknig.com/)

Готовим руку к письму. Рисуем палочки, крючочки, закарючки. Обводим по пунктирным точкам, соединяем по точкам, раскрашиваем. Прописи для детей 5-7 лет.

 

- "Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь. 6-7 лет" С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина - Росмэн, 2006 г. (на http://mirknig.com) (на www.kodges.ru)

Вы хотите, чтобы ваш ребенок писал правильно, красиво и легко? Для этого необходимо развивать его тонкую моторику, то есть координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки. Эта рабочая тетрадь представляет собой первый этап подготовки ребенка 6-7 лет к письму. Она включает самые разные задания на штриховку, раскрашивание, рисование узоров и воспроизведение графических узоров по клеточкам, обведение контуров и другое.

Все эти упражнения направлены на отработку начальных графических навыков и правильную постановку руки. Помните! Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом! Не пренебрегайте графическими упражнениями - эти задания помогут вашему ребенку не только научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.

 

- ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ. ЗАРЯДКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ. (www.liveinternet.ru)

 

- Прописи. Зарядка для пальчиков (http://www.liveinternet.ru)

Прописи предназначены для подготовки детей дошкольного возраста к письму в тетради. Задание помогут развить мелкую моторику и координацию движений руки, формируют графические навыки и воображение ребенка. (на www.labirint.ru)

 

- "Гениальность на кончиках пальцев! Развивающие пальчиковые игры для детей от 1 года до 4 лет"  Кислинская Т. А. - СПб: Питер, 2012 г. - 144 с.

Оглавление, Отрывок

Татьяна Кислинская — детский психолог, педагог, автор уникальных развивающих курсов — представляет пальчиковые игры и потешки, лучшие методики раннего развития детей! Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Все мы знаем, что наша главная миссия — раскрыть в наших детях заложенный в них огромный потенциал. Ведь нет в мире людей неталантливых — есть люди с нераскрытыми способностями! Чем раньше начать развивать ребенка, тем лучшего результата можно достичь. Самый ранний, а значит, и самый своевременный способ развития — это пальчиковые игры! Работая с мелкой моторикой малыша, пальчиковые игры развивают речь, умственную активность, логическое мышление, повышают концентрацию внимания, память, зрительное и слуховое восприятие, усидчивость... В книге вы найдете и другие развивающие игры, и потешки для самых маленьких. Главное — заниматься регулярно и при любом удобном случае, даже в дороге и на прогулке. Не забудьте запастись цветными карандашами, чтобы ребенок смог раскрашивать забавные картинки, одновременно осваивая упражнения. Отличных успехов и прекрасного настроения вам и вашему малышу!

 

- "Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями" Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. / под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие . - Хабаровск, 2003

Оглавление

Введение

   Развитие мыслительной деятельности

   Сенсорное развитие

   Развитие представлений о форме предмета

   Развитие пространственных представлений

   Развитие временных представлений

   Развитие мелкой моторики пальцев рук

Перспективный план занятий, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

   Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Перспективный план занятий, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы

   Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы

Перспективный план занятий, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы

   Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы

Перспективный план занятий, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы

   Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы

Приложения

   Приложение 1. Пальчиковая гимнастика

   Приложение 2. Математические логоритмики

   Приложение 3. Математические задачи

   Приложение 4. Математический счет

   Приложение 5. Развлечения с использованием занимательного математического материала

Список использованной литературы

 

Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики. (www.7ya.ru) Часть IЧасть IIЧасть IIIЧасть IV.

 

- Использование «Пальчиковых прописей» в подготовке руки ребёнка к письму (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 05

В статье описывается опыт использования нетрадиционной техники рисования – пальчиковой живописи как одного из методов формирования графомоторных навыков детей дошкольного возраста. Автор акцентирует внимание на том, что использование «Пальчиковых прописей» значительно расширяет педагогический потенциал занятий изобразительной деятельностью в подготовке детей к обучению в школе. Приложение к статье включает технологических карты с примерами пальчиковых рисунков.

 

Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 01

С.А. Рогова

Автор обосновывает необходимость более высокого уровня развития мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста. Кратко излагаются основы авторского подхода к данной проблеме, включая этап развития полифонических способностей.

Развитие моторики имеет большое значение для всех людей без исключения. Под данным понятием подразумевается вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологиче ские и психологические аспекты [2].

В педагогической литературе существует разделение на так называемую мелкую и крупную моторику. В настоящее время по уровню развития крупной моторики, состоящему в овладении определёнными видами движений (переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и т.п.) и их координации, определяется уровень психофизиологического раз вития ребёнка, выявляются заболевания и функциональные расстройства различной этиологии (виды параличей, ДЦП и др.). Большая часть исследователей утверждает, что развитие мелкой моторики, состоящее в овладении движениями пальцев рук, оказывает значительное влияние на становление речи ребёнка, его умственных способностей.

Активное развитие мелкой моторики происходит, в частности, в процессе игры на музыкальном инструменте. Однако начальный период обучения является очень сложным. Это приводит к тому, что многие дети прекращают освоение данного вида деятельности, несмотря на наличие первоначального интереса к ней, что, вероятно, объясняется и неготовностью ребёнка к обучению, которое может принести ему несомненную пользу.

Развитию крупной моторики у до школьников уделяется большое внимание. В методиках музыкального воспитания выделены специальные разделы, чётко обозначены движения, которые необходимо продемонстрировать в том или ином возрасте, постоянно совершенствуются методические приёмы освоения танцевальных, ритмопластических движений. Развитием мелкой моторики занимаются не меньше: в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) существуют посвящённые ему программы, также не стоящие на месте. Особое значение в них придаётся массажу, в том числе пальчиков рук и т.п.

Однако анализ психологопедаго гической литературы по вопросам начального обучения детей игре на музыкальном инструменте, интервь юирование педагогов, а также собственная длительная педагогическая практика в музыкальной школе (более 30 лет) показали, что у ребёнка, приступающего к такому обучению, часто отсутствует необходимый уровень готовности мелкой моторики. Об этом свидетельствуют трудности изв лечения звуков (!) разными пальчика ми уже на начальном этапе (в нашем случае – обучения игре на фортепиано); освоения приёмов прикосновения, «погружения» в клавишу (от которого зависит создание музыкального образа); исполнения так называемых «техничных произведений» на последующих этапах обучения; освоения аппликатуры (под понятием «аппликатура», от лат. applico – прижимаю, прикладываю, традиционно понимается способ расположения и по рядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах).

Таким образом, ребёнок, длительное время занимавшийся в ДОУ по программам музыкального воспитания, оказывается недостаточно готов к дальнейшему обучению не только игре на музыкальном инструменте, но и к обучению в общеобразовательной школе (у него устают ручки, пальчики при письме, рисовании и т.п.). Для выявления причин данной «неготовности» необходимо проанализировать программы развития мел кой моторики у детей дошкольного возраста, психолого-педагогическую и музыкально-педагогическую литературу по указанной проблеме. Анализ выявил следующие формы и виды деятельности, в которых происходит развитие мелкой моторики:

– выполнение пальчиками рук особых движений и действий, позволяющих достичь поставленной цели (игры «Конструктор», «Отдели горох от фасоли» и т.п.);

– создание образов посредством комбинации пальчиков вне организованного времени (например, описанные в работе [8]);

– освоение музыкальных игр и песенок, в которых пальчики имеют традиционные названия (большой, средний, указательный и т.п.) и должны выполнять ряд действий.

Заметим, что в методиках обучения игре на музыкальных инструментах имеется ряд общих моментов. Перечислим их.

1. Пальчики имеют свои названия, «музыкальные имена» (1, 2, 3, 4, 5), с которыми дошкольник не знакомится до обучения игре на инструменте. Это означает, что ребёнок в самом начале обучения столкнётся с необходимостью замены уже закреплённых в его сознании символов на другие.

2. Смена пальчиков при исполнении музыкального произведения будет происходить не только очень быстро, но и в определённом, строго организованном музыкальном ритме. Данный вид деятельности не осваивается в методиках музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

3. Создание музыкального образа основано на особых способах прикосновения к клавише, извлечения звука на инструменте. У дошкольника отсутствует опыт, основанный на необходимых тактильных и слуховых ассоциациях.

4. Исполнение музыкального произведения, например на фортепиано, основано на различных действиях обеих рук одновременно (!).

К данной деятельности ребёнок полностью не подготовлен ввиду отсутствия программ, направленных на развитие полифонических способностей, которые основаны на высоком уровне развития распределения внимания и координации движений [7]. К сожалению, в настоящее время такие программы не внедрены в образовательный процесс дошкольников. Не обладая достаточно высоким уровнем развития полифонических способностей, ребёнок оказывается не в состоянии одновременно с воспроизведением ритмического и звуковысотного рисунка выполнять также требования аппликатуры, при менять различные способы прикосновения к клавише в зависимости от воссоздаваемого музыкального образа, координировать движения сообразно темпу, динамике музыкального произведения.

Заметим, кроме того, что развитие мелкой моторики основано на определённом уровне развития полифонических способностей и будет иметь значение как для обучения игре на музыкальном инструменте, так и для обучения в общеобразовательной школе: ручки, пальчики ребёнка будут более приспособлены к новым нагрузкам, а значит, он будет меньше уставать и сможет фиксировать боль шее внимание на анализе слуховых и зрительных ощущений.

Длительный эксперимент показал, что у детей дошкольного возраста развитие мелкой моторики может достичь более высокого уровня.

Начальным, фундаментальным этапом, безусловно, является развитие крупной моторики. Не случайно замечательный швейцарский педагог-музыкант Эмиль Жак-Далькроз, создатель методики и собственной школы, предупреждал, что обучаться игре на музыкальном инструменте (в частности, фортепиано) нельзя в случае наличия у ребёнка «нервных движений» до их полной коррекции на основе развития ритмопластических движений, т.е. крупной моторики. Этому посвящена многочисленная музыкальнопедагогическая литература, позволяющая развить крупную моторику дошкольника в процессе его музыкального воспитания на высоком уровне [1, 3, 4, 5].

Второй этап связывается нами с развитием полифонических способностей [7]. На данном уровне ребёнок должен в игре научиться выполнять одновременно разные действия различными (крупными) частями тела (например, одновременно правой и левой руками, ногой и рукой и т.п.). Данные игровые упражнения (хотя и малочисленные) присутствуют в программах различных дисциплин дошкольного воспитания, тем не менее развитие полифонических способностей требует создания особых про грамм, особого подхода педагогов к их развитию у дошкольника.

Третий этап, по нашему мнению, основан на развитии мелкой моторики, состоящей в выполнении ребёнком определённых действий пальчиками рук во вневременной организации. Данный уровень не связан с музыкальным развитием. На нём можно осваивать с ребёнком различные игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики («Раздели горох и бобы», «Построй домик из конструктора», «Крабстроитель» и др.). При этом действия могут выполняться в неопределённое время.

В качестве примера хотелось бы привести игры и игровые упражнения, описанные в работе [8] и объединённые названием «Театр теней». Не хитрые приспособления, такие как направленный свет от лампы, и про стая комбинация из пальцев рук дают удивительный эффект: на стене появляются образы щуки, киски, собачки... Создаём образ киски1: на звук шшшшшш необходимо с напряжением согнуть фаланги пальчиков, на слово мяу ручку и пальчики расслабить. Более высокий уровень развития моторики предполагает выполнение действий пальчиками рук в приблизительно обусловленное время, рамки которого создаёт текст, в том числе и стихотворный, как при создании образа киски2:

А у нашей киски

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

Необходимо поднять ручку вверх, пальчики выпрямить, затем согнуть указательный, средний и безымянный, а большой и мизинец оставить, не сгибая.

Четвёртый этап развития мелкой моторики в музыкально-педагогической литературе отсутствует. В то же время нами осознаётся необходимость его освоения: ребёнок дол жен научиться выполнять действия не только «крупными частями тела», но и пальчиками, в строго определён ное музыкальной фразой время, определённым приёмом. Данный этап значительно отличается от предыдущего: читая стихи, можно в любом месте остановить или замедлить чтение, тогда как остановка в песенке способна уничтожить саму мелодию. Вот почему ребёнок вынужден выполнять нужные движения определёнными пальчиками в строго определённое время. На данном этапе до школьник учится делать движения пальчиками («пальчиковые» образы) соразмерно звучащей музыке и сло вам, подчиняясь музыкальному ритму, темпу и метру. С этой целью авто ром статьи были написаны специальные песенки, освоение которых даёт возможность научиться выполнять такие движения, развивает произвольное внимание, распределение внимания, координацию, а также волю. В качестве примера приведём песеку «А у киски есть дружок» [7, с. 87].

Текст Движения

А у киски 

           есть дружок,

Пальчики правой

ручки изображают киску.

Милый,

маленький щенок.

Пальчики левой ручки

изображают собачку.

Они весело шалят:  
Лают,

Отведённый максимально вниз

мизинец левой руки

прижимается к другим пальчикам

и вновь опускается.

«Мявкают»,

Согнутые указательный,

средний и безымянный пальчики

правой руки выпрямляются и

вновь сгибаются.

Шипят!

Фаланги пальчиков рук

с напряжением сгибаются.

Пятый этап основан на выполнении действий в строго организованном музыкальном времени конкретными пальчиками. При этом можно использовать песенки «Считалочка 1» [7, с. 85] и «Считалочка 2» [7, с. 86].

Эти песенки дети любят повторять и разучивать, несмотря на значительные трудности, которые с этим связаны. Они состоят в следующем: ребёнок должен запомнить «музыкальные» названия пальчиков (1й = большой и т.п.); выполнять нужные движения определённым пальчиком какой-либо рукой в строго определённое время; выполнять нужные движения разными пальчиками обеих рук в строго определённое время.

До освоения песенки, с целью преодоления вышеописанных трудностей, педагог должен рассказать, что пальчики в музыкальной стране имеют свои названия: большой = 1-й, указательный = 2-й, средний = 3-й, безымянный = 4-й, а мизинец = 5-й; ознакомить и разучить с детьми игровое задание «Нужный пальчик, поклонись!». Содержание его заключается в том, что педагог называет пальчик «музыкальным именем» (например: «1-й или 2-й и т.п. пальчик, поклонись!»), а ребёнок должен согнуть названный пальчик, т.е. по клониться им. После этого дети разучивают песенку.

Текст Движения

Раз, два, три,  

        четыре, пять,

Пальчики загибаются

точно под музыку.

Вышли пальчики

                 гулять.

На последнем слове

кулачок резко разжимается.

Раз, два, три,

        четыре, пять,

Пальчики загибаются

точно под музыку.

Волк не сможет

        их поймать.

На последнем слове

кулачок необходимо

резко спрятать за спину.

Освоение вышеперечисленных этапов в строгой последовательности позволяет ребёнку на достаточно высоком уровне развить мелкую моторику (имеется в виду доинструментальный этап). Однако для под готовки ребёнка к чтению записи аппликатуры (и нотного текста) необходимо сформировать и освоить дополнительные умения и навыки на следующих этапах развития мелкой моторики, которые не могут быть описаны в рамках одной статьи. Последующие этапы, по нашему убеждению, связаны с одно временным, комплексным развитием чувства ритма, а также чтения его записи одновременно с записью аппликатуры, что указывает на вы сокий уровень развития полифонических способностей. Практика показала, что все дети в играх с интересом осваивают достаточно сложные игровые задания.

Литература

1. Бабаджан, Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / Т.С. Бабаджан. – М. : Просвещение, 1957.

2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

3. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Н.А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1982.

4. Жак%Далькроз, Э. Ритм : Его воспитательное значение для жизни и для искусства / Э. Жак-Далькроз // Театр и искусство. – СПб., 1922.

5. Радынова, О.П. Песня, танец, марш: конспекты занятий и развлечений по 2й теме программы «Музыкальные шедевры» с детьми 3–5 лет / О.П. Радынова – М. : Издво ГНОМ и Д., 2003.

6. Рогова С.А. Музыкальные кубики / С.А. Рогова. – Пенза : Издво ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009.

7. Рогова, С.А. Развитие полифонических музыкальных способностей детей 4–5 лет : Дисс. … канд. психол. наук / С.А. Рогова. – Тамбов, 2006. 8. Нижегородцева, Н.В. Психоло-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М. : ВЛАДОС, 2001.

 (Источник: www.school2100.ru)