С статьёй "Проблема социальной изоляции детей" Галигузова Л.Н. (Вопросы психологии.- 1996. — № 3) можно ознакомиться на следующей странице.

 

«Социальная изоляция», «отчуждение», «застенчивость» — вот некоторые из терминов, которые описывают состояние человека, страдающего от одиночества. Семантически близкими к ним являются такие понятия, как социальная тревожность, чувство небезопасности, страха перед окружающим миром.

В совокупности выводы этих авторов можно обобщить следующим образом: взаимодействие ребенка с равноправными партнерами развивает у него способность свободно вступать в разного рода контакты, координировать свои действия, мысли и чувства с действиями, мыслями и чувствами других, предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимодействиях; снижает когнитивный эгоцентризм в социальных отношениях и, как следствие этого, совершенствует индивидуальные системы когнитивной координации; способствует развитию рефлексии, формированию социальной чувствительности и моральных установок. В целом общение с ровесниками открывает для детей новые возможности социоэмоциональной регуляции поведения.

Литература 

1. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. 1995. № 3. С. 139—150.

2. Ainsworth M. D. S. Attachment and other affectional bonds across the life cycle // Parkes C. M., Stevenson-Hinde J., Marris P. (eds.) Attachment across the life cycle. N. Y.: Routledge, 1991. P. 33—51.

3. Asendorpf J. Development of inhibition in childhood: Evidence for situational specificity and a two factor model // Devel. Psychol. 1990. N 26. P. 721—730.

4. Asendorpf J. Development of inhibited children’s coping with unfamiliarity // Child Devel. 1991. N 62. P. 1460—1474.

5. Buss A. N. A theory of shyness // Jones W. H., Cheek J. M., Briggs S. R. (eds.) Shyness: Perspectives on research and treatment. N. Y.: Plenum Press, 1986.

6. Flavel J. H. Concept development // Mussen P. H. (ed.) Carmichael’s manual of child psychology. N. Y.: Wiley, 1970. V. 1.

7. Garcia-Coll C., Kagan J., Reznick J. S. Behavioral inhibition in young children // Child Devel. 1984. N 55. P. 1005—1019.

8. Goldsmith H. H. et al. What is temperament? Four approaches // Child Devel. 1987. N 58. P. 505— 529.

9. Hinde R. A., Tamplin A., Barrett J. Social isolation in 4-year-old // Brit. J. Devel. Psychol. 1993. N 11. P. 211—236.

10. Hymel S. et. al. Children with peer relationship and social skills problems: Conceptual, methodological and developmental issues // An. Child Devel. 1990. N 2. P. 251—297.

11. Kagan J. et. al. Childhood derivatives of inhibition toward the unfamiliar // Child Devel. 1988. N 59. P. 1580—1589.

12. Le Mare L. J., Rubin K. H. Perspective taking and peer interaction: Structural and developmental analyses // Child Devel. 1987. N 58. P. 306—315.

13. Mead G. H. Mind, self and society. Chicago: Chicago Press Univ., 1934.

14. Rothbart M. K. Measurement of temperament in infancy //Child Devel. 1981. N 52. P. 569—578.

15. Rothbart M. K., Derryberry D. Development of individual differences in temperament / Lamb M. E., Brown A. L. (eds.) Advances in developmental psychology. Hillsdale, N. J.: Lawrence Erlbaum Ass., 1981. V. 1. 116

16. Rubin K. H. Non-social play in preschoolers Necessarily evil? // Child Devel. 1982. N 53. P. 651—657.

17. Rubin K. H. Socially withdrawn children An «at-risk» population? // Schneider B. H., Rubin K. H., Ledingham J. E. (eds.) Children’s peer relations Issues in assesment and intervention. N. Y.: Springer-Verlag, 1985.

18. Rubin K. H. Borwick D. The communicative skills of children who vary with regard to sociability // Sypher H., Applegates J. (eds.) Communication by children and adalts Social cognitive and strategic process. Beverly Hills Sage, 1984.

19. Rubin K. H., Mills R. S. L. The many faces of social isolation in childhood // J Consulting and Clinical Psychol. 1988. N 6. P. 916—924.

20. Social withdrawal, inhibition and shyness in childhood // Rubin K. H., Asendorpf J. В. (eds.) Hillsdale N. J. Lawrence Erlbaum Ass., 1993.

21. Sulliwan H. S. The interpersonal theory of psychiatry. N. Y., 1953.

22. Younger A. J., Schwartzman A. E., Ledingham I. E. Age-related differences in children’s perceptions of social deviance Changes in behavior or in perspective? // Devel. Psychol. 1986. N 22. P. 531—542.

 

P.S.

По данной теме рекомендуем ознакомиться с материалами:

Застенчивый ребенок

Учим детей общению. Как помочь детям с нарушениями в общении

Отношения со сверстниками от 3 до 7. Развитие общения у дошкольников

Что значит «научить общаться»? Проблемы детского общения