Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги “Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп.” Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется работе по обучению устной речи.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикон, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

На занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведении художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста.  

В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующие развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.

В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, начальных форм связной речи.

В первой и второй младших группах педагоги создают условия для обогащения и активизации словаря, использования детьми в устной речи несложных предложений.

Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов.

В старшей группе особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи.

В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов — предложения, дает первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их).

Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми. Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». Ее основная цель — определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада, а также содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста.

Первая младшая группа (от двух до трех лет)

Развивающая речевая среда

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые позволят им общаться со сверстниками и взрослыми посредством речи («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки, предметы (матрешка из трех-пяти вкладышей, заводная игрушка, шкатулка с фантиками от конфет) в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и с воспитателем.

Доступно и эмоционально рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных фактах и событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных).

Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя.

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

• глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, темпера- туру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2—4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи

Учить правильно употреблять существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2—4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная речь

Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»). Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Способствовать освоению диалогической формы речи. Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них; во время игр-инсценировок по просьбе воспитателя повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

К концу года дети могут

• Иметь активный словарный запас (не менее 1000-1200 слов).

• Повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.

• Ответить на понятный вопрос взрослого.

• Поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).

• Сопровождать речью игровые и бытовые действия («приборматывать»).

• Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

• Пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

Развивающая речевая среда

Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).

Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста"», «Предложите: „Хотите посмотреть..."», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?"»).

В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой"»).

Предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда и т. п.), наборы предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.

Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях, понятных младшим дошкольникам (о рассердившейся тарелке, об обидевшейся туфельке, о печальных мокрых рукавах рубашки и т.п.); о проказах животных (кошки, собаки, вороны); об интересной прогулке.

Формирование словаря

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у} и, о, э) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: п — б — т — д — к—г;ф — в;т — с — з — ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи

Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята)] форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми (что и где видел; что за аппликация на костюме; кто купил книжку, обновку). Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе), упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости. Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Побуждать участвовать в драматизации хорошо знакомых сказок.

К концу года дети могут

• По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

• С интересом рассматривать сюжетные картинки.

• Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

• С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, драматизировать отрывки из знакомых сказок.

Средняя группа (от четырех до пяти лет)

Развивающая речевая среда

Удовлетворять потребность детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Способствовать развитию любознательности.

В уголок «интересных вещей» вносить наборы картинок, фотографий, открыток (животные разных стран и их детеныши, транспортные средства, спорт, растения сада и луга, юмористические картинки, достопримечательности родных мест); иллюстрированные издания любимых книг; предметы, позволяющие детальнее рассмотреть знакомый объект (увеличительное стекло), узнавать о некоторых скрытых свойствах предметов (магнит притягивает к себе металлические предметы) и т.п. (с учетом рекомендаций, содержащихся в других разделах программы для обеспечения межпредметных связей).

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

Продолжать рассказывать детям об интересных фактах и событиях; о том, какими смешными и беспомощными они пришли в детский сад и какими знающими, умелыми и воспитанными стали.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как порадовать приятеля, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться (например, за свою агрессивность и т. п.).

Формирование словаря

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится).

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Пополнять словарь детей словами, характеризующими взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия (доктор лечит, выписывает лекарство, бинтует, измеряет давление, смазывает горло и т. д.).

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные).

Звуковая культура речи

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество (босиковый, притолстился, не рассмегиливливай меня), тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята —лисят, медвежата —медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов {Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао ).

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь

Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Поощрять попытки детей в процессе самостоятельной деятельности использовать объяснительную речь при общении друг с другом.

Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки ребенка выяснить, правильно ли он ответил на заданный вопрос.

Учить детей описывать предмет, картину (по образцу воспитателя).

Упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточных карточек {«У меня получился вот какой лес. В нем живут... растут...» и т. п.).

Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

К концу года дети могут

• Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

• Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).

• Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

• Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

• Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.

• Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

• Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Старшая группа (от пяти до шести лет)

Развивающая речевая среда

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, почтовые марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России), карту, глобус и т. п. (с учетом рекомендаций, содержащихся в других разделах программы).

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными сведениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

Способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.

В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря

Осуществлять словарную работу, продолжая расширять и уточнять знания детей об окружающем. Обогащать речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, птиц, профессии, орудия труда; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел, медицинский халат), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица—медвежонок—медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.

Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

К концу года дети могут

• Объяснять правила игры; аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

• Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.

• Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

• Определять место звука в слове.

• Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

• Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)

Развивающая речевая среда

Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.

Совершенствовать речь как средство общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением полученных впечатлений с воспитателем и сверстниками. Продолжать знакомить детей с многообразием окружающего мира, предлагать им наборы предметов (колокольчики, маленькие вазочки для цветов разной формы и из разного материала, разнообразные авторучки); буклеты (например, «Золотая хохлома», «Напольные и каминные часы»); настенные календари различной тематики («Птицы нашего леса», «Музеи России»).

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т. п.).

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях; о поучительных случаях из своего детства («Как дед меня ябедничать отучил»; «Как я „порадовала" домашних вульгарной лексикой»). Эти рассказы, подчас вымышленные, имеют целевое назначение: они помогают конкретному ребенку (ябеднику, сквернослову) понять, что дурное поведение ни у кого восхищения не вызовет. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.

Формирование словаря

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать усваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Грамматический строй речи

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Формировать элементарное представление о предложении.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что если, если бы и т. д.).

Продолжать развивать фонематический слух.

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Связная речь

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.Практиковать составление коллективного письма заболевшему человеку (взрослому, ребенку).

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылички и загадки.

Подготовка к обучению грамоте

Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

К концу года дети могут

• Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.

• Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

• В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

• Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

• Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

• Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Рекомендуемая литература

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе. — М.: Владос, 2002.

Гербова В. В. Развитие речи: Учебно-наглядное пособие для детей 2-4 лет. — М.: Владос, 2003.

Гербова В. В. Развитие речи: Учебно-наглядное пособие для детей 4-6 лет. — М.: Владос, 2003.

Гербова В. В. Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1992 (или любое другое издание).

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам»: «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта», «Распорядок дня», «Профессии», «Защитники Отечества», «Кем быть», «Мой дом», «Родная природа», «В деревне», «Великая Отечественная война в произведениях художников», «Времена года» —М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Серия наглядно-дидактических пособий «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы», «Антонимы. Прилагательные», «Множественное число», «Словообразование», «Говори правильно», «Один—много», «Ударение», «Многозначные слова». —М.: Мозаика-Синтез, 2005.

 

 P.S.

Рекомендуем:

Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте

 

Формирование и развитие связной речи у дошкольника

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

- "Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов." Савина Л.П. —— М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.

(на http://books.google.ru)

Книга содержит около 60 занятий, 170 упражнений для пальцев рук ребенка.

Все фигуры просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Пособие предназначено для родителей, логопедов, воспитателей детских садов, гувернеров.

Оглавление

Уважаемые родители!

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Разминка

Погладим котенка

Моя семья

Наш малыш

Шалун

Качели

Кисточка

Веер

Белка

Детки

Встали пальчики

На работу

За работу

Пальчики

Мы считаем

Утята

Пальчики здороваются

Здравствуй

Воздушные щелчки

Коготочки

Жук

Комарик

Оса

Большой братец

Вертолет

Человечек

Дождик

Коза рогатая

Зайчик

Улиточка

Кольцо

Зайчик-кольцо

Очки

Стульчик

Флажок

Домик

Шарик

Мизинчик

Пальчик-мальчик

Солнце

Деревья

Цветок

Бабочка

Птички

Птенчики в гнезде

Веселые маляры

Курочка пьет воду

Качаем лодочку

Веселый оркестр

Считалка

Гусь

Черепашка

Братцы Крестики и нолики

Крючочки

Ладонь-кулак

Предметная деятельность

Литература

 

- "Развитие правильной речи ребенка в семье" Максаков А.И. - Мозаика-Синтез, 2007. - 112 с., 2-е изд.

Книга знакомит родителей с основными закономерностями развития речи детей дошкольного возраста, а также с некоторыми специальными приемами по исправлению неправильно произносимых звуков. Знание родителями особенностей процесса формирования речи ребенка может предупредить многие серьезные недочеты как лексико-грамматической, так и звуковой стороны речи.

 

- "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений" Алексеева М.М., Яшина Б.И. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Оглавление

Предисловие

Глава I Теоретические основы методики развития речи

§ 1. Предмет методики развития речи и задачи курса

§ 2. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками

§ 3. Роль родного языка и речи в развитии ребенка

§ 4. Методы исследования в методике развития речи

Глава II. Из истории методики развития речи

§ 1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

§ 2. Развитие методики в России

Глава III Система работы по развитию речи в детском саду

§ 1. Цель и задачи развития речи детей

§ 2. Методические принципы развития речи

§ 3. Программа развития речи

§ 4. Средства развития речи

§ 5. Методы и приемы развития речи

Глава IV Методика развития словаря

§ 1. Понятие словарной работы и ее значение

§ 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

§ 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду

§ 4. Общие вопросы методики словарной работы

§ 5. Методика словарной работы в возрастных группах

Глава V. Методика формирования грамматического строя речи

§ 1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

§ 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка

§ 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

§ 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей

§ 5. Методика формирования морфологической стороны речи

§ 6. Методика формирования синтаксической стороны речи

§ 7. Методика формирования способов словообразования

Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей

§ 1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка

§ 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками

§ 3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения

§ 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

§ 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению

§ 6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях

§ 7. Формирование звуковой выразительности речи

Глава VII Методика развития связной речи

§ 1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

§ 2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве

§ 3. Задачи и содержание обучения связной речи

§ 4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения

§ 5. Беседа как метод обучения диалогической речи

§ 6. Приемы обучения рассказыванию

§ 7. Пересказ литературных произведений

§ 8. Рассказывание по игрушкам

§ 9. Рассказывание по картине

§ 10. Рассказывание из опыта

§ 11. Творческое рассказывание

§ 12. Связные высказывания типа рассуждений

Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду

§ 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

§ 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений

§ 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

§ 4. Методика художественного чтения и рассказывания детям

§ 5. Методика заучивания стихотворений

§ 6. Использование художественной литературы вне занятий

Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте

§ 1. Сущность подготовки к обучению грамоте

§ 2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте

§ 3. Ознакомление со словом

§ 4. Ознакомление с предложением

§ 5. Ознакомление со словесным составом предложений

§ 6. Ознакомление со слоговым строением слова

§ 7. Ознакомление со звуковым строением слова

§ 8. Подготовка к обучению письму

 

- "Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание" Генинг М. Г., Герман Н. А. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.

 

- "Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада" Гербова В.В. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 96 c.

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 2-3 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

 

"Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада"

"Программа воспитания и обучения в дет­ском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, основываясь на рекомендациях СанПиНа, в первой младшей группе рекомендует проводить восемь занятий в месяц по развитию речи и приобщению детей к художественной литературе продолжительностью 8–10 минут.

Некоторые занятия – инсценирование сказок, наблюдения, дидактические и подвижные игры, сопровождаемые чтением потешек или авторских стихотворений, проводятся со всей группой детей. Занятия, имеющие целью вызвать у малышей сложные речевые высказывания или воспитать у них новые умения (например, слышать, слушать и понимать рассказ без наглядного сопровождения), проводятся по подгруппам. В подгруппы подбираются дети, имеющие более или менее одинаковый уровень развития.

Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие, поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем интервал между ними должен быть не более 1–3 дней. В дальнейшем интервалы между занятиями, на которых совершенствуются определенные речевые умения, могут быть увеличены.

Наблюдения показали, что для освоения одних умений ребенку третьего года жизни достаточно 1–2 занятий, для освоения других – гораздо больше времени, например, для драматизации отрывков из сказок, восприя­тия сюжетных картин и передачи в речи своих впечатлений.

В первой младшей группе на многих занятиях, кроме ведущей задачи, решается еще несколько задач. Например, параллельно с решением основной задачи занятия – познакомить детей с потешкой, воспитатель упражняет малышей в выразительном чтении стихотворных строк; отрабатывает четкое и правильное произношение звукоподражательных слов.

В первой младшей группе значительное место в учебном процессе начинают занимать комбинированные занятия, состоящие из нескольких частей, каждая из которых посвящена решению какой-то одной задачи. Эти задачи могут решаться на различном программном материале. Продуктивны самые разнообразные варианты: повторное рассказывание сказки и упражнения по во­спитанию звуковой культуры речи; рассматривание картины и чтение стихотворения; рассказывание без показа и дидактическая игра.

Младшие дошкольники любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать. Чрезвычайно важна эмоциональная установка на предстоящее занятие. Она помогает "включить" малыша в активную работу, уже с первых минут повышая ее эффективность. Например: "Сегодня я вам прочитаю очень интересное стихотворение про то, как бежала лесочком лиса с кузовочком", – рассказывает педагог. "Где она? – интересуются де­ти. – Покажите!" – "Непременно покажу. Сейчас будем играть, все и покажу, обо всем и расскажу", – отвечает педагог.

Можно заранее (за 3–4 минуты до занятия) поставить на стол игрушки, которые предстоит демонстрировать на занятии, разрешив детям потрогать, подвигать их. Но одновременно следует приучать малышей соблюдать правило: игрушками, приготовленными для занятия, можно играть только на столе воспитателя, уносить их нельзя. Часто для показа требуется заводная игрушка или игрушка, особенно привлекательная для малышей, "приходящая" только на занятия. Желание подержать этот предмет у детей так велико, что они тянут его каждый в свою сторону. В таких случаях игрушку надо поставить так, чтобы все хорошо ее видели, но не могли достать (например, на пианино, на полочку). Малыши быстро привыкают к тому, что игрушка, выставленная до занятия, будет на нем использоваться. Дети рассматривают ее, обмениваются впечатлениями, расспрашивают воспитателя. В ходе занятия необходимо поддерживать желание младших дошкольников учиться.

Детей нужно усадить так (полукругом; за столы, стоящие отдельно или сдвинутые вместе и т.д.), чтобы они не мешали друг другу (особенно при имитации каких-то действий). Не менее важно, чтобы легко возбудимые малыши оказались рядом со спокойными, уравновешенными сверстниками. Малыши должны хорошо видеть воспитателя и предметы (картинки), которые он показывает. Следует исключить отвлекающие моменты (например, если клетка с птицей попадает в поле зрения ребенка, ее нужно переставить).

Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам). Они легко "заражаются" настроением товарищей и с удовольствием подражают как желательным, так и нежелательным действиям. Стоит одному ребенку начать заглядывать под стул, как через 1–2 минуты, если воспитатель не сумеет переключить внимание детей, половина группы будет подражать малышу. В этом случае не следует прибегать к дисциплинарным замечаниям ("Не раскачивайся, сиди тихо!"). Целесообразнее прибегнуть к игрушке, принесенной на занятие. Например, сказать ей: "Не пугайся, мышка, это не кот пришел. Это Вова нечаянно стулом загремел". Или обратиться к ребенку, начавшему шалить: "На, Вова, подержи мышку. Да сиди тихо, не пугай (не урони) ее".

У детей этого возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии, со вкусом оформленным и привлекательным для малышей. Пособия следует размещать так, чтобы на их поиски не тратилось время. Если картинки будут падать с фланелеграфа или батарейка электрической игрушки окажется непригодной для употребления, то нормальный ход занятия нарушится, восприятие материала детьми будет затруднено.

Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности их следует продумать заранее. Особенно это касается тех оборотов речи, которые педагог стремится сделать достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, синтаксические конструкции, в частности предложения с однородными членами и т. п. Используя их на занятии, одобряя попытки того или иного ребенка воспроизвести слово или предложение, воспитатель тем самым обогащает активную речь детей.

В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, целесообразнее подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос.

Известно, что ребенку третьего года жизни очень легко что-либо внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. ("У Ани получится... Вова сумеет... Алеша сейчас подумает и непременно найдет нужную картинку (игрушку)..." и т.п.).

Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть "интересом всерьез". Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты. И если воспитатель искренне, с удовольствием "дует на горячие блины и съедает их", показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать так же, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением.

В свою очередь, удачный ответ, хорошо выполненное действие усиливают радость малыша и его стремление неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Все это обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем.

Кроме того, существует еще несколько факторов, повышающих эффективность обучения.

• Чередование различных приемов обучения и, прежде всего, пояснений, указаний и показов (образца, способа действия) с игровыми заданиями. Приведем пример. Воспитатель говорит детям: "Ав-ав-ав – лает собачка. – Как она лает?" После того как дети произнесут звукоподражание, педагог продолжает: "Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение), должна лаять: ав-ав-ав".

• Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными. Обычно один хоровой ответ сочетается с 3–4 и более индивидуальными ответами. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не овладел осваиваемым навыком, с тем чтобы дополнительно что-то объяснить, показать (на занятии).

• Использование разнообразных демонст­рационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. п.). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.

• Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька; изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т.п.). В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для развертывания самостоятельных сюжетно-ролевых игр, появление которых на третьем году жизни ребенка свидетельствует о новой ступени в его развитии.

Приведем примеры конспектов занятий (более подробные рекомендации см. в книге: Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007).

Игра "Кто у нас хороший, кто у нас пригожий"

Эту игру можно проводить как на прогулке, так и в помещении.

Цель. Вызвать у детей симпатию к сверст­никам, помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесенные взрослым по-разному (но без сюсюканья): аша – Сашенька – Сашуля), преодолеть застенчивость.

Ход игры

Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает:

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

(Воспитатель выводит и обнимает ребенка).

Ванечка хороший (Олечка хорошая), Ванечка пригожий (Олечка пригожая).

"Ванюша светловолосый, с темными глазами, красивый, сильный и не плакса", – говорит педагог. ("Оленька хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет.

А детям споешь? Я тебе, если потребуется, помогу…" "Дима хороший, Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…")

Расхвалив 5–6 детей, педагог приглашает всех малышей к себе. Просит взять себе в пару сверстника, который ребенку особенно нравится. Детям, составившим пару, воспитатель предлагает обняться.

Педагог по очереди обнимает детей, которые не сумели (не захотели) найти себе пару.

"Замечательные у меня дети, – завершает общение с малышами педагог, – красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю".

Эту игру неоднократно проводят в течение года.

Занятие "Чтение рассказа Л. Н. Толстого "Был у Пети и Миши конь"

Цель. Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям о двух братьях – Пете и Мише, которым мама купила игрушечного коня. "Как вы себе представляете этого коня?" – интересуется педагог и заслушивает ответы детей. "И вот однажды, – продолжает разговор воспитатель, – дети поссорились и стали вырывать коня друг у друга. Как вы думаете, чем закончилась эта история?"

Педагог читает рассказ 3 раза. Затем воспитатель спрашивает: "Мама поступила правильно, забрав у драчунов коня? Как можно играть одной игрушкой вдвоем?"

Заслушивает и корректирует ответы детей.

Занятие "Рассматривание сюжетной картины "Возле Большого Пня"

Цель. Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассказать, что (кто) нарисовано (нарисован) на картине "Возле Большого Пня". Педагог одобряет реплики малышей, дополняет их. Затем он кратко, не спеша, рассказывает о картинке: "Каждый день Малыш ходит гулять к Большому Пню. Там Малыша ждут, ему рады. Он разговаривает со всеми, кто живет возле Большого Пня".

Воспитатель уточняет: "А кто же живет возле Большого Пня?" (Синички, белочка, лягушка, пчелка, улитка.)

"Покажите, – продолжает беседу педа­гог, – как Малыш поднял руку, приветствуя своих маленьких друзей и Большой Пень.

– Здравствуй, лягушечка, – кричит Малыш. А она в ответ… (ква-ква-ква).

– Доброе утро, птички-синички! – А они: „Чив-чив, чив-чив! Ждем тебя, ждем тебя!“

Пчелка зажужжала... белочка зацокала... Большой Пень заулыбался. Видишь его добрые глаза?

Только улитка продолжает спать, ничего не видела, ничего не слышала. Потом, когда я приглашу вас поближе, чтобы рассмотреть картинку, советую вам разбудить ее. Как вы это сделаете? Что вы скажете улитке? А вдруг это не улитка, а спрятавший голову ежик? Тогда осторожнее, не уколитесь!"

Воспитатель, похвалив детей за то, что они помогли ему рассмотреть картину, предлагает послушать рассказ о Малыше и его друзьях, живущих вблизи Большого Пня:

"Каждый день Малыш ходит гулять к доброму Большому Пню. Там его ждут маленькие друзья. „Идет, идет, чив-чив, идет!“ – радуются птички-синички. „Ква-ква-ква! Доброе утро, Малыш!“ – привет­ствует его зеленая лягушка.

„Ж-ж-ж, – жужжит пчелка. – Сегодня чудесный день, Малыш“.

„Доброе утро! Доброе утро, мой дорогой любимый Большой Пень! – кричит Малыш. – Доброе утро, мои замечательные маленькие друзья. Будем играть?“"

Педагог повторяет рассказ, предоставляя детям возможность договаривать выделенные слова.

Воспитатель приглашает детей подойти поближе к картине и рассмотреть ее. Он обращает внимание малышей на то, как красиво вокруг Большого Пня, как много здесь цветов, ягод; слушает реплики и рассуждения детей.

Занятие "Дидактическое упражнение "Чья мама? Чей малыш?"

Цель. Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.

Ход занятия

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки с изображением взрослого животного и детеныша (можно воспользоваться наглядным пособием "Домашние животные" из серии "Мир в картинках" (М.: Мозаика-Синтез, 2005) или страничкой "Домашние животные" из рабочей тетради "Развитие речи у малышей: Младшая группа" (М.: Мозаика-Синтез, 2006)).

Выяснив у детей, кто нарисован на картинках, педагог интересуется, кому какой детеныш нравится.

Воспитатель уточняет у детей, у кого из животных есть рога (грива, тоненький хвостик с кисточкой на конце, пушистый хвостик, у кого самый длинный хвост). Спрашивает, как жеребенок зовет лошадь, ягненок – овцу, щенок – собаку. Интересуется, у кого пушистая мягкая шерстка, а у кого шерстка гладкая.

Завершая занятие, педагог предлагает детям изобразить котенка (или щенка), который ловит свой собственный хвостик, радуется, мяукает (тявкает).

Занятие "Рассматривание иллюстраций к сказке "Три медведя". Дидактическая игра "Чья картинка"

Цель. Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях.

Предварительная работа. За день до занятия педагог кладет в книжный уголок иллюстрированные издания сказки "Три медведя" (среди них обязательно должны быть книги с рисунками Ю.Васнецова). В течение дня воспитатель привлекает детей к самостоятельному рассматриванию рисунков, интересуется, кому какой рисунок особенно понравился.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям книжки (книжку) и кратко, но ярко и эмоционально рассказывает, кому какой рисунок понравился. Хвалит малышей за то, что они внимательно рассматривали картинки и заметили много интересного. Затем педагог описывает картинку, которая понравилась ему больше всех, или ту, которую дети обошли своим вниманием. Далее воспитатель предлагает детям поиграть.

На столе педагога – предметные картинки (или набор мелких предметов по числу детей). Среди предметов встречаются одинаковые по названию, но разные по цвету. Дети выбирают по одной картинке и называют их.

Малыши закрывают глаза, а педагог забирает у 4–5 детей картинки. Дети открывают глаза. Воспитатель показывает картинку и спрашивает, чей это предмет. Он отдает его лишь после того, как получит полный ответ. (Это мое красненькое ведерко. Это мои серебряные колокольчики.)

Когда дети получат назад свои картинки, педагог предлагает им поменяться карточками и повторяет игру.

В конце занятия, исходя из особенно­стей наглядного материала, воспитатель просит малышей принести картинки, на которых изображено "то, что растет"; нарисованы "животные в меховых шубках", "те, кто с клювом" и т.д.

 

 

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор методических пособий по развитию речи дошкольников и приобщению их к художественной литературе.

Рецензия: В.В. Гербова, журнал "Современное дошкольное образование"

 

- "Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа" Гербова В.В. - Мозаика-Синтез, 2009. - 128 c.

Пособие адресовано работникам дошкольных учреждений, в которых есть разновозрастные группы детей 2–4 лет.

Цель пособия - помочь воспитателям в планировании работы по развитию речи и приобщению детей к художественной литературе.

 

- "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада" Гербова В.В. - Мозаика-Синтез, 2012. - 96 c.

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 3-4 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

 

- "Занятия по развитию речи в детском саду в средней группе детского сада" Гербова В.В. - Мозаика-Синтез, 2011. - 80 c.

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 4-5 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

 

- "Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий" В. В. Гербова - Издательство: Мозаика-Синтез, 2011. - 144 с.

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 5-6 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

 

- "Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий" В. В. Гербова - Издательство: Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 6-7 лет к художественной литературе, даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

 

- "Выразительное чтение. О его роли в развитии речи" Миронова Н.// Дошкольное воспитание, 2006 - № 6

Оглавление

Упражнения на дыхание

Упражнения на регулирование силы голоса

Упражнения по работе над дикцией

Упражнения на развитие речевого слуха

 

- "Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд" Максаков А.И. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.

Пособие разработано в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду». В нем рассматриваются основные задачи, содержание и методика работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста, раскрыты особенности усвоения ими звуковой стороны речи на разных возрастных этапах.

Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и вузов.

Оглавление

От издательства

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

  Развитие восприятия речи

  Развитие речедвигательного аппарата

  Формирование произносительной стороны речи

  Интонационная выразительность речи

Формирование звуковой культуры речи детей

  Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года)

  Вторая группа детей раннего возраста (от одного до двух лет)

  Первая младшая группа (от двух до трех лет)

    Организация и методика проведения занятий

  Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

    Организация и методика проведения занятий

  Средняя группа (от четырех до пяти лет)

    Организация и методика проведения занятий

  Старшая группа (от пяти до шести лет)

    Организация и методика проведения занятий

  Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)

    Организация и методика проведения занятий

Рекомендуемая литература

 

- "Особенности развития речи детей дошкольного возраста" Лямина Г.М. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000

ВОСПИТАННИКИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА (пятый год жизни)

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

- "Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада." Под ред. Ф.А. Сохина — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

Методическое пособие адресовано воспитателям и методистам яслей-садов и детских садов. Оно освещает содержание и методику работы по основным разделам развития речи в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».

В книге освещены вопросы содержания и методики работы по основным разделам развития речи и обучения родному языку в детском саду. В пособии раскрываются особенности работы по развитию речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Развитие речи детей раннего возраста рассматривается в специальной главе; в нее включен также раздел о речи детей третьего года жизни (первая младшая группа), чтобы в какой-то мере осветить преемственность развития речи детей в раннем и в младшем дошкольном возрасте.

Оглавление

От редактора

Основные задачи развития речи

Речь детей раннего возраста

  Первый год жизни

  Второй год жизни

  Третий год жизни

Звуковая культура речи

  Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи

  1. Развитие речевого слуха

  2. Развитие артикуляционного аппарата

  3. Работа над развитием речевого дыхания

  4. Работа над голосом

  5. Формирование правильного произношения всех звуков родного языка

  6. Работа над дикцией

  7. Работа над орфоэпией

  8. Работа над темпом речи

  9. Работа над интонационной выразительностью

Воспитание звуковой культуры речи у детей от 1 года 6 месяцев до 3 лет

  Примерный практический материал

Воспитание звуковой культуры речи у детей 3—5 лет

  Примерный практический материал

Воспитание звуковой культуры речи у детей 5—7 лет

  Примерный практический материал

Планирование работы по звуковой культуре речи

  1. Занятия по звуковой культуре речи  

  2.Включение различных разделов звуковой культуры речи в содержание занятии по родному языку

  3.Включение различных разделов звуковой культуры речи в музыкальные занятия

  4. Работа над различными разделами звуковой культуры речи вне занятий

  Формирование словаря

Связная речь

  Особенности связной речи детей дошкольного возраста

  Пересказ литературных произведений

    Рассказывание по картине

    Рассказывание по игрушке

    Рассказы детей из опыта

  Творческие рассказы

  Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой

    Вторая младшая группа

    Средняя группа

    Старшая группа

    Подготовительная к школе группа

Ознакомление с предложением

Ознакомление со словесным составом предложения

Ознакомление со слоговым строением слова

Ознакомление со звуковым строением слова

  Речь воспитателя

Требования к звуковой стороне речи

Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению

Работа над собственной речью.

  Устранение недостатков произнесения звуков.

  Речевое дыхание

  Работа над дикцией

  Орфоэпия

  Интонационная выразительность

Связная речь и ее лексико-грамматическое оформление

Планирование работы воспитателя

Календарный план работы по развитию речи на одну неделю в подготовительной группе

Вопросы для выборочного анализа календарных планов воспитателей (по развитию речи)

Заключение

Литература

 

- "Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений)" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., 2004.

В методическом пособии представлены технологии развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ.

Материал является результатом многолетней исследовательской деятельности педагогических коллективов Ульяновского социально-педагогического колледжа №1 и экспериментальных дошкольных учреждений по ТРИЗ и РТВ России, Беларуси и Украины.

Рекомендуется педагогам дошкольных учреждений, работающих по развивающим программам.

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

РАЗДЕЛ 1. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ

Технология обучения детей составлению сравнений

Технология обучения детей составлению загадок

Технология обучения детей составлению метафор

Игры и творческие задания для развития выразительности речи

РАЗДЕЛ 2. СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ

Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

РАЗДЕЛ 3. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ

1 этап "Определение состава картины"

2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине"

3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"

4 этап "Составление загадок и метафор по картине"

5 этап "Преобразование объектов во времени"

6 этап "Описание местонахождения объектов на картине"

7 этап "Составление рассказов от лица разных объектов"

8 этап "Смысловая характеристика картины"

9 этап "Составление рассказов-фантазий"

10 этап "Составление сказок нравственно-этического характера"

11 этап "Составление рифмованных текстов по картине"

АНАЛИЗ КАРТИНЫ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ

Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной

РАЗДЕЛ 4. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ СКАЗОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Общая характеристика текстов сказочного типа

Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания

Составление сказок с помощью метода "Каталога"

Составление сказок динамического типа

Составление сказок описательного типа

Составление сказок нравственно-этического типа

Составление сказок конфликтного типа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

- "Как расширить словарный запас детей 3-4 лет" Теплюк С.// Дошкольное воспитание, 1998. - № 2. - с. 99-104.

Оглавление

БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ

ВЫСОКИЙ — НИЗКИЙ

КРУПНЫЙ — МЕЛКИЙ

ДЛИННЫЙ — КОРОТКИЙ

ШИРОКИЙ — УЗКИЙ

ТОЛСТЫЙ — ТОНКИЙ

ВЗРОСЛЫЙ — РЕБЕНОК

 

- "Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)" Тихеева Е.И. – М.: Просвещение, 1981

Оглавление

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

  ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ — ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ДЕТСКОГО САДА

  РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ И ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ОБЩЕНИИ ЛЮДЕЙ

  СВЯЗЬ РЕЧИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

  ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

  РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ СЛУХА И СПОСОБНОСТИ К ПОДРАЖАНИЮ

  РЕЧЬ ОКРУЖАЮЩИХ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

РОЛЬ ДЕТСКОГО САДА В РАЗВИТИИ ЯЗЫКА РЕБЕНКА

ОРГАНИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

  МАТЕРИАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА

  ПЛАН-ПРОГРАММА

  СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ

  ЭКСКУРСИИ

ИГРА И ТРУД

  ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С МАТЕРИАЛАМИ И ИГРУШКАМИ

  ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С МАТЕРИАЛОМ

  ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ИГРУШКАМИ

КАРТИНЫ

СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ЗАНЯТИЯ ПО ЖИВОМУ СЛОВУ

РАЗГОВОР С ДЕТЬМИ

ПОРУЧЕНИЯ И ЗАДАНИЯ

БЕСЕДЫ

РАССКАЗЫВАНИЕ

ЧТЕНИЕ

ПИСЬМА

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

НЕДОСТАТКИ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ГРАМОТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

РОДНОЙ ЯЗЫК И ИНОСТРАННЫЕ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ ЛЕТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

РОЛЬ СЕМЬИ В ДЕЛЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА ДЕТЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

  Приложение 1

  Приложение 2

 

- "Я - говорю!: Ребёнок и его дом. Упражнения с пиктограммами." Боряева Л., Логинова Е., Лопатина Л. - Издательство: Дрофа, 2008 г. - 31 с.

Рабочая тетрадь входит в комплект "Я - говорю!". Издание предназначено для работы с детьми, имеющими тяжелые формы речевого недоразвития, различные нарушения в интеллектуальной деятельности. Оно содержит уникальную инновационную методику всестороннего развития ребенка, основанную на использовании письменного знака в виде рисунка-пиктограммы.

Книга может использоваться как в индивидуальной педагогической практике, так и при реализации образовательных программ коррекционной направленности в детских садах и школах.

 

 

(Источник: http://didaktikos.livejournal.com)

(Источник: labirint.ru)

 

- Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития дошкольников (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2010, № 12

В.Г. Яфаева

В статье рассматривается взаимодействие речевого и интеллектуального развития как одного из факторов актуализации формирующейся интеллектуальной сферы дошкольника, осуществляемой посредством не столько передачи ему знаний и представлений, сколько путём создания условий для естественного обогащения ребёнком собственной универсальной сущности, наращивания и модернизации интеллектуального опыта. Описывается технология организации педагогом дошкольного образовательного учреждения интеллектуальной деятельности детей словесносимволического содержания с использованием составления логикосмысловой модели «Формулировка понятия».

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Важнейшим фактором успешного решения данных задач является высокий уровень развития речи и интеллекта.

В работах зарубежных (Э.Б. Кондильяк, Ф.М. Мюллер, Ж.Ж. Пиаже и др.) и отечественных учёных (Л.С. Вы готский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, М.М. Манасеина, А.Н. Соколов, К.Д. Ушинский и др.) отмечается тесная взаимосвязь мышления, интеллекта и речи в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Ещё в конце XIX в. наша соотечественница, учёный – медик и педагог Мария Михайловна Манасеина в отличие от мнения зарубежных мыслителей, доказывающих неразрывность и нераздельность речи и мысли, опираясь на исследования глухонемых людей, пришла к выводу о возможности существования мысли без речи. Она считала, что каждый ребёнок, рождаясь и развиваясь, проходит те же периоды в развитии речи, через которые прошёл его народ. Так, согласно её теории, первая стадия развития речи ребёнка соответствует периоду мимики и жестов, вторая стадия – на учению разговорной речи, третья – созданию новых слов и форм.

Необходимой задачей умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста, обучение свободно говорить и думать на родном языке исследователь считала важной составляющей развития речи ребёнка до 8 лет и сформулировала три общих правила обучения ребенка языку.

1. Каждый звуковой знак и отдельное слово должны соединяться в уме ребёнка с соответствующим ему представлением или понятием.

2. Взрослые в своём общении должны не спускаться на более низкий «детский» уровень, а говорить с ребёнком как с человеком, стоящим на той или иной ступени развития.

3. Взрослые должны следить за тем, чтобы в присутствии детей не говорить о том, что нежелательно [3, с. 118–120]. Эти правила и сейчас не потеряли своей актуальности.

Чуть позже, в начале XX в., швей царский психолог Жан Жак Пиаже, изучая теоретические и практические вопросы детского интеллекта, открыл эгоцентрический характер речи детей до 6–7 лет. Введённая им для описания особенностей детского мышления дефиниция «эгоцентризм» обозначает восприятие своей точки зрения как единственной существующей (от лат. ego – я, centrum – центр круга), т.е. неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Эгоцентричная речь не выполняет коммуникативных функций, не служит целям сообщения и ничего не изменяет в деятельности ребёнка, но лишь является симптомом незрелости детского мышления, считал исследователь [4, с. 114]. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире он называл следствием эгоцентрической умственной позиции. Изучение детских представлений о мире убедило его в том, что ребёнок на определённой ступени развития, в большинстве случаев, рассматривает предметы и объекты такими, какими он их воспринимает. Например, действительно, кому из нас в детстве не казалось, что солнце следует за нами во время нашего движения и перестаёт двигаться в момент нашей остановки? Пиаже на звал это явление «реализмом». Имен но реализм не позволяет ребёнку отделить своё «Я» (эго) от вещей, предметов и объектов окружающей действительности.

Анализируя учение Ж.Ж. Пиаже, Л.С. Выготский доказал, что именно на основе эгоцентрической речи возникает внутренняя речь ребёнка, являющаяся основой его мышления [1, с. 23]. В рамках культурно-исторической теории формирования высших психических функций интеллектуальное развитие связано с формированием в сознании ребёнка системы понятий. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, считает Л.С. Выготский, выступает языковой знак – слово. Поэтому главный механизм интеллектуального развития ребёнка связан с формированием в его созна нии системы словесных значений, перестройка которой и характеризует направление роста интеллектуальных возможностей. В свою очередь, на основе усвоения понятий осуществляется регуляция интеллектуаль ной деятельностью. Критерием развития интеллекта, по мнению учёного, выступает мера общности понятия: с точки зрения обобщённости его содержания и с точки зрения степени его включённости в систему связей с другими понятиями. Знание слова, обозначающего понятие, помогает ребёнку оперировать этим понятием, т.е. мыслить.

Таким образом, овладение ребёнком языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Г. В.И. Логинова, Е.А. Смирнова, Г.И. Щукина и др., подчёркивали, что речь с её устойчивыми, постоянными значениями предопределяет пути, по которым движется развитие обобщений у ребёнка. В поле зрения этих учёных находилось совместное взаимодействие сенсорики, речи и интеллекта. «От сенсорики, по выражению Н.И. Жинкина, начинается вход в интеллект, а от интеллекта через язык и речь идёт выход информации о действительности для понимания её другими людьми» [2, с. 123].

Осознавая тесную взаимосвязь сенсорики и интеллекта, мы попытались опытноэкспериментальным путём доказать эффективность использования наглядного моделирования в развитии интеллектуальной сферы до школьников. Так, в качестве одного из средств интеллектуального развития детей данного возраста мы определили знаково-символическую деятельность, ибо в процессе приобщения к знакам и символам, их осмысливания и понимания, обучения на этих образцах, создания своих знаков и символов происходит интеграция символического игрового и речевого способов познания картины и образов мира. Поскольку мыслительные процессы дошкольников связаны с конкретным наглядным материалом, большое внимание в нашей технологии уделяется игровым упражнениям с системной визуализацией, а именно кодированию (переводу словесной информации на язык знаков), декодированию (чтению информации, представленной в знаках, способам её получения и переработки) и творческой деятельности по созданию собственных знаковых средств.

Сообразно известной мысли, что для построения знаний о мире, предметах, объектах, вещах, свойствах и явлениях выступает их действие, построенное в системе обратных пере ходов «предмет/объект – образ – знак», мы пытались добиться развития у детей способов системно-структурного, логического мышления по средством представления, описания, освоения способов преобразования объектов в различных выработанных знаковых системах. К разнообразию знаковых средств относятся цвет, геометрическая фигура, силуэт, контур, предметное изображение, величина, цифры, действия и пр.

В данной статье представляем вариант организации педагогом интеллектуальной деятельности детей 5–7 лет словесносимволического содержания с использованием логико-смысловой модели. (Наглядной основой данной технологии является логико смысловая модель доктора пед. наук В.Э. Штейнберга.) Адаптированная нами логикосмысловая модель «Формулировка понятия» для детей старшего дошкольного возраста со стоит из координат – «лучиков» и на бора опорных узлов – «точек» (см. схему 1 на с. 77). В центре модели педагог размещает изображение объекта или предмета, о котором пойдёт речь. Каждому «лучику», исходящему из центра, соответствует условное обозначение, раскрывающее всё то, что будет относиться к данному аспекту понятия.

Задача детей – заполнение «точек», т.е. опорных узлов, путём самостоятельного подбора готовых изображений и символовзаместите лей к каждой координате либо путём создания собственных знаковых средств и вербальная актуализация алгоритма понятия.

Представим алгоритм формулирования понятия «стол» с использованием логикосмысловой моде ли «Формулировка понятия» (см. схему 2).

Итак, «"Стол" – это предмет ме бели (классификация), который из готовлен из дерева и имеет гладкую столешницу и ножки (видимые признаки). Он тяжёлый, крепкий, может гореть (скрытые признаки), бывает обеденным, когда за ним принимают пищу, письменным, когда за ним работают, или журналь ным, когда на нём лежат газеты и журналы (значение)».

Приведём варианты формулировки понятия «стол», составленные деть ми старшего дошкольного возраста.

«Стол – это мебель, сделанная из дерева. У стола есть поверхность, она гладкая, и две ножки. Но их может быть разное количество: и четыре, и три, и одна. Этот стол сделан из дерева и немного из железа, поэтому он тяжёлый, крепкий и может даже загореться. Этот стол называется парта, за ней сидят дети в детском саду и в школе и занимаются, но ещё бывают столы для обеда и для журналов» (Кирилл З., 5 лет 7 мес.).

«Стол – это предмет мебели. Стол деревянный, на верху лежит доска – столешница, ровная и гладкая. У этого стола только две ножки. Деревянный стол тяжёлый и крепкий, но если стол пластиковый – он лёгкий. А стеклянный стол может даже разбиться. Этот стол может загореться, потому что дерево горит. Столы бывают разные, например столовый, письменный и журнальный» (Алина Н., 6 лет 2 мес.).

Диапазон применения и использования данной технологии весьма разнообразен: во фронтальной, подгрупповой или индивидуальной специально организованной работе с детьми на занятиях; во всех традиционных и инновационных видах и формах специально организованной развивающей деятельности детей вне занятий в повседневной жизни и, несомненно, в самостоятельной игровой развивающей деятельности детей.

Данная технология по принципу интеграции решает задачи актуализации эмоций, практического коммуникативного и моторного опыта, тренинга интеллекта. Поэтому каждый педагог или взрослый, нашедший своё признание в том, чтобы способствовать интеллектуальноречевому росту вверенных ему детей, самостоятельно определяет объём включения данной технологии в развивающий и обучающий процесс в зависимости от педагогической задачи, индивидуально-когнитивных особенностей, уровня сформированности интеллектуально-коммуникативных способностей, мотивационного интереса детей и их ментального опыта.

В ходе нашего исследования доказано, что использование педагогом дошкольного образовательного учреждения данной технологии оптимизирует процесс формирования у детей сенсорного (восприятие), образного (образное мышление, воображение), рече-мыслительного (логическое мышление) и аналитического интеллекта (интеллектуальная рефлексия). Происходит это потому, что в ходе формирования понятия у детей развиваются такие интеллектуально-речевые способности, как классификация, смысловое соотношение, элементарное умозаключение (в процессе на хождения неявных, скрытых признаков объектов), аналитическое вычленение, система логических операций, вербальная гибкость, оперативная па мять, символическое опосредование, креативность, осуществление мыс ленной рефлексии при составлении и выражении определения.

Литература

1. Выготский, Л.С. Речь и практическое действие в поведении ребёнка / Л.С. Выготский // Собр. соч. : В 6-ти т. Т. 6 / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М. : Педагогика, 1984. – 396 с.

2. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. – М. : Политиздат, 1982. – 250 с.

3. Манасеина, М.М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. Вып. 1 / М.М. Манасеина. – СПб., 1894. – 160 с.

4. Пиаже, Ж.Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж.Ж. Пиаже. – М.: Педагогика, 1994. – 185 с.

(Источник: www.school2100.ru)