Книга "Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений" Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.

 

Исследования показали, что конкретные формы взаимодействия спортсменов зависят от особенностей вида спорта, и это определяет, главным образом, психологическую специфику. Существует две основные формы взаимодействия: 1) по отношению к противнику — противоборство; 2) по отношению к партнерам — взаимодействие.

Противоборство характеризуется наличием прямого или косвенного психологического (может быть, и физического) контакта между спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и индивидуально-психологических особенностей спортсменов-участников.

Взаимодействие партнеров протекает как сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных усилий. Эффективность взаимодействия зависит от умений и навыков взаимодействия, сплоченности, психологического климата команды, совместимости и др.

В результате разработки систематики многообразие видов спорта было сведено до девяти групп (см. схему 3). Виды спорта, отнесенные к одной группе, действительно имеют много общего в психологическом отношении, несмотря на различия по другим показателям. Например, для видов спорта девятой группы характерна однонаправленная психическая активность. Психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трамплина на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную концентрацию внимания, настройку перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники, умение противостоять сбивающим факторам.

 

Оглавление

ОТ АВТОРОВ

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта

1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания

1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания

1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта

А. Отличительные черты

Б. Связующие черты

1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта

1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте

1.7. Психологическая систематика видов спорта

Вопросы для самоконтроля

Рекомендуемая литература

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости

2.2. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры

2.3. Особенности мыслительной деятельности

2.4. Особенности проявления памяти

2.5. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников

2.6. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

2.7. Дидактические принципы

Вопросы для самоконтроля

Рекомендуемая литература

Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Психологическая характеристика физических качеств

3.2. Психологические особенности двигательных навыков

3.3. Стадии формирования двигательных навыков

3.4. Двигательные ощущения -основа саморегуляции моторных действий

3.5. Специализированные восприятия в спорте

3.6. Роль представлений в управлении движениями

3.7. Реакция в спорте

3.8. Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе

3.9. Предсоревновательные психические состояния

3.10. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения

3.11. Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор, снижающий результативность в спортивной деятельности

Вопросы для самоконтроля

Рекомендуемая литература

Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ДИДАКТИКИ

4.1. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования

4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов

4.3.Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов

4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов

4.5. Тактическое мышление спортсмена

4.6. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана

4.7. Методы совершенствования тактического мышления

4.8. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям

Вопросы для самоконтроля

Рекомендуемая литература

Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРЕНЕРА

5.1. Деятельность учителя физической культуры

5.2. Способности, необходимые учителю физической культуры

5.3. Умения учителя физической культуры

5.4. Стиль деятельности учителя физической культуры

5.5. Авторитет учителя физической культуры

5.6.Психологические особенности личности тренера

Вопросы для самоконтроля

Рекомендуемая литература

Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ ШКОЛЬНИКА КАК СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

6.1. Ученик - субъект учебной деятельности

6.2. Мотивационная сфера школьника

6.3. Самосознание школьника

6.4. Эмоциональная сфера школьника

6.5. Волевая сфера школьника

6.6. Типические особенности личности школьников

6.7. Понятие об индивидуальности

6.8. Методы психолого-педагогического изучения учителем физической культуры личности школьника

Вопросы для самоконтроля

Рекомендуемая литература

Глава 7. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА

7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности

7.2. Формирование личности спортсмена

7.3. Методики изучения структурных компонентов личности спортсмена

7.3.1. Карта личности К.К.Платонова

7.3.2. Определение структуры личности спортсмена

7.3.3. Исследование общественной и спортивной направленности, личностной тревожности и уровня притязаний

7.3.4. Типологические свойства и особенности темперамента спортсмена и их оценка

7.4. Исследование личности спортсмена в системе общественных отношений

7.4.1. Социометрия и оценка группы

7.4.2. Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом

7.4.3. Групповая оценка личности, метод парного сравнения, определение эффекта общения

7.4.4. Оценка общей психологической устойчивости, психической надежности и самооценка личности спортсмена

Вопросы для самоконтроля

Рекомендуемая литература

Глава 8. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНЫХ ГРУПП

8.1. Социально-психологические особенности спортивной группы

8.2. Лидерство в спортивной группе

8.3. Социально-психологический климат

8.4. Психологические основы общения в спорте

8.5. Успешность спортивной деятельности и общение

8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер—спортсмен»

8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен—спортсмен»

Вопросы для самоконтроля

Рекомендуемая литература

Глава 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9.1. Мотивация спортивной деятельности

9.2. Психологические основы диагностики в спорте

9.3.Психологические основы отбора в спорте

9.4. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований Вопросы для самоконтроля Рекомендуемая литература

9.5. Психологические особенности спортивного соревнования

9.6. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

9.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям Вопросы для самоконтроля Рекомендуемая литература

9.9. Основы психорегуляции в спорте

9.10. Основы психогигиены в спорте

Вопросы для самоконтроля

Рекомендуемая литература

Глава 10. ЗАДАЧИ ПО ПСИХОЛОГИИ СПОРТА

10.1. Спортивная деятельность

10.2. Личность спортсмена

10.3. Личность тренера

10.4. Межличностные взаимоотношения в спорте

Рекомендуемая литература

 

- Учебно-методические рекомендации по дисциплине: Психология физической культуры и спорта (www.sgafkst.ru)

Перечень основной и методической литературы

Основная

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: уч.пособие для студентов пед.вузов.- М.,2000.

2.Гиссен Л. Д. Психология и психогигиена в спорте.- М.: ФиС, 1973. – 151 с.

3. Гуменюк Н.П., Клименко В.В.Психология физического воспитания и спорта. – Киев, 1985. – 311 с.

4. Психология физического воспитания и спорта: Уч.пособие для ИФК /Под ред. Т.Т .Джамгарова, А.И.Пуни.- М.: ФиС,1979. – 144 с.

5. Психология спорта высших достижений: Уч.пособие для ИФК /Под ред.А.В.Родионова.- М.: ФиС,1979. – 143 с.

6. Красавцев П.В., Корецкий В.М. Педагогическая деятельность преподавателя физического воспитания вуза: структура и модель. Методические разработки для студентов институтов физической культуры. – М.: ГЦОЛИФК, 1980. – 36 с.

7. Киселев Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности. – М.: «Знание», 1981. – 64с.

Дополнительная

1.Бундзен П.В., Баландин В.И. Основы ментального тренинга. Методические рекомендации. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с.

2. Психологические особенности личности студентов-спортсменов. Сборник научных трудов. – Смоленск, 1988. – 68 с.

3.Волков И.П. Практикум по спортивной психологии. – Питер, 2002. – 287 с.

4. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности.- М.,1978. – 134 с.

5. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М.: ФиС, 1981. – 111 с.

5. Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. – Смоленск, 1989. - 31 с.

7.Ганюшкин А.Д. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям. – Смоленск, 1975. – 58 с.

8. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта.- М.: ФиС, 1986. – 206 с.

9. Волков В.М., Ермаков В.В., Бахрах И.И., Ганюшкин А.Д. Средства восстановления в спорте. – «Смядынь», 1994. – 156 с.

10. Прикладные вопросы спортивной психологии. – Смоленск: СГИФК, 1989. – 96 с.

11. Марищук В.Л., Серова Л.К. Информационные аспекты управления спортсменом. – М.: ФиС, 1983. – 112 с.

12.Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. – М.: Академический проект, 2005. – 126 с.

13. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды. Сборник упражнений для тренеров.- СПб.: Питер, 2002. – 160 с.

14. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. – М.: ФиС, 1985. – 160с.

15.Середа Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

16.Кравчик З., Столяров В.И. Спорт и образ жизни. – М.: ФиС, 1980. – 278с.

17. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. – М.: ФиС, 1982. – 144с.

18.Голубев Р.А. Еще раз о спортивном аутотренинге. - Минск: «Полымя», 1991. – 144с.

19.Алексеев А.В. Себя преодолеть. – М.: ФиС, 1978. – 143с.

20.Гехт К.Психогигиена. – М.: «Прогресс», 1978. – 176с.

 

Физическая культура для детей дошкольного возраста (учебные пособия)