Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги "О психологии воспитания детей" Глушакова О.А., Дубовец Ж.В., Медведская С.Ф. - ОДО "Образовательная компания "Содействие" - 2009 г.:

"МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, или Как познать своего ребенка"

Выделяются четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Каждый из типов обладает своими достоинствами и недостатками, каждый неповторим и индивидуален и, конечно же, не нужно стремиться изменять тип темперамента ребенка, его нужно распознавать и учитывать присущие ему особенности в процессе воспитания.

Если ваш ребенок — сангвиник

Как правило, сангвиники очень активные, энергичные дети. Они с радостью принимаются за любое новое дело, легко сосредоточивают внимание, причем могут долго сохранять работоспособность. Дети-сангвиники легко привыкают к новым требованиям и правилам, адаптируются к новой обстановке. У сангвиника очень живая мимика и выразительные движения, по его лицу очень просто угадать, какое у него на данный момент настроение, как он относится к какому-то человеку или предмету. Сангвиники обладают гибким умом и находчивостью, способностью быстро усваивать информацию и перестраиваться. Чувства сангвиника, его настроение очень изменчивы. По незначительному поводу он может очень громко хохотать, но в то же время какой-то несущественный факт может очень сильно рассердить или расстроить его. Это же касается и его интересов: он очень живо откликается на все новое. Ребенок-сангвиник легко сходится с новыми людьми, у него, как правило, много друзей. На что нужно обратить внимание.

Быстрая изменчивость интересов у сангвиника приводит к их распыленности и поверхностности. Поддерживая более длительный интерес к деятельности, сангвигика следует учить доводить начатое дело до конца.

Если ваш ребенок — холерик

Во многом сангвиники и холерики похожи. У ребенка-холерика также очень выразительная мимика, быстрые движения, его настроение легко угадать. Темп жизни холерика очень высокий, у него масса энергии. Но его главное отличие от сангвиника — в проявлении эмоций. Холерик более несдержан, нетерпелив, необуздан, вспыльчив. Из-за избытка эмоций он не так быстро переключается на новое дело. Зато он более устойчив в своих интересах, настойчив в достижении своих целей, способен доводить начатое дело до конца.

На что нужно обратить внимание. Необходимо беречь нервную систему ребенка, стремиться организовывать спокойную деятельность, развивать умение считаться с мнением других людей, не задевать их самолюбия.

Если ваш ребенок — флегматик

Ребенок-флегматик малоэмоционален. Его трудно рассмешить, рассердить или опечалить. Если все дети в группе смеются, то флегматик остается невозмутимым. Даже при больших неприятностях он хладнокровен и спокоен. Лицо флегматика тоже не отличается живостью, его мимика невыразительна, даже бедна. Движения плавны и медлительны. Флегматики с трудом приспосабливаются к новой обстановке и сходятся с незнакомыми детьми. В то же время они очень терпеливы, выдержаны. Их отличает самообладание, хорошая работоспособность. Все дела они стараются выполнять правильно и последовательно. Лепка, рисование, конструирование, спокойные игры — это для них.

На что нужно обратить внимание. Главное, чего не хватает флегматику, — это общительности и уверенности в себе. Родителям следует опираться на такие значимые для успеха качества, как уверенность, терпимость, старательность, аккуратность.

Если ваш ребенок — меланхолик

Меланхолика с флегматиком роднит медлительность, невыразительность движений и мимики, направленность не на общение с другими, а на общение с собой. Меланхолик играет в тихие игры, может проявить себя в рисовании, музыке. Главное отличие меланхолика от флегматика — ранимость его психики. Дети-меланхолики обидчивы, неуверенны в себе, могут заплакать по незначительному поводу. При малейшем затруднении меланхолик прекращает все попытки работать дальше, он не настойчив, легко утомляется и отвлекается. На что нужно обратить внимание.

Такой тип нервной системы требует особого внимания. С одной стороны, родителям надо считаться с ранимостью психики ребенка, но с другой —необходимо помогать преодолевать застенчивость, робость, неуверенность. У таких детей надо поддерживать положительные эмоции, чаще одобрять для того, чтобы сформировать положительную самооценку.

 

Зорро и знайка в одном классе

Успешность школьной карьеры во многом зависит от её хорошего начала. Наша задача как родителей - помочь ребёнку адаптироваться в новой, непривычной и, зачастую, травмирующей обстановке. Сразу оговоримся, что способ справляться с трудностями различен у разных типов малышей (как, впрочем, и всех людей). Я постараюсь описать здесь несколько самых ярких.

Медленно приспосабливающийся (копуша)

Это те дети, которые постоянно слышат от взрослых: "Давай быстрей, что ты там застрял!" и так далее. Основная их проблема - они медленно перестраиваются. Для такого малыша невыносимы изменения привычного расписания (например, вы поехали в гости, и он лишился дневного сна), внезапные перемены планов (собирались в цирк, но не оказалось билетов, и пришлось идти в театр), незнакомые люди и предметы вызывают не любопытство, а чувство, близкое к панике.

Если в этом описании вы узнали собственное чадо, то основным вашим действием должны стать предусмотрительность и предупреждение стрессовых ситуаций. Проговаривайте с малышом возможные варианты развития событий, например: "Если мы придём в "Макдоналдс", а там будет большая очередь - что мы сделаем?" Когда ребёнок "морально готов" к изменениям, они легче переносятся.

Всё вышесказанное в равной степени относится и к школе. Сходите туда перед Первым сентября, загляните в класс, познакомьтесь с учительницей, несколько раз пройдите дорогу к школе. И самое главное - говорите с ним о том, что его ждёт. Анекдот про Вовочку, который не знал, что в школу придётся ходить каждый день - это грустная история не-садовского ребёнка (садовские обычно знают, что в школу ходят регулярно). Проиграйте с "копушей" его действия на перемене, во время завтрака, на прогулке. Тогда школьные будни покажутся ему хорошо знакомыми.

Энергичный ("электровеник")

Совсем необязательно, чтобы это был мальчик. Даже если оно (чадо) читает, то это выглядит как приплясывание и подпрыгивание вокруг книжки. За обеденным столом ребёнок скорее отсутствует, отбегая то в туалет, то за игрушкой, то водички налить. Кнопка "СТОП" у таких детей не предусмотрена проектом.

Вам придётся позаботиться о выборе учительницы. Она должна спокойно относиться к тому, что ваш малыш будет висеть над партой в знак того, что он знает ответ на вопрос, позволять ему выходить во время урока в туалет, давать мелкие поручения типа "сбегай на первый этаж, посмотри на больших часах, сколько времени". Это не нарушение режима и не создание отдельных условий. Это тактика успешного сотрудничества.

От себя могу добавить, что в среднем таких детей бывает двое, максимум трое на класс. И если я давала своим ученикам возможность реализовывать их избыточную энергию, учебный процесс проходил несравненно спокойнее.

Кроме того, существует такой вид спасения, как спортивные секции. Командный игровой вид, вроде футбола, предпочтительнее карате или дзюдо, где надо подолгу ждать своей очереди. Плавание тоже весьма приветствуется.

Чувствительный

Моя старшая дочь отказалась ходить в "А" класс, потому что у учительницы плохо пахло изо рта. Представляете мои объяснения с директрисой? Ещё такому ребёнку может не нравиться то, что сосед сидит слишком близко, каша в столовой холодная и липкая, в классе душно или жарко. Вариантов масса.

Отнеситесь серьёзно к этим жалобам. Ребёнок не врёт, он действительно чувствует запах подгорелой еды, доносящийся из другого корпуса. Его чувствительность позволяет ему замечать то, мимо чего другие проходят. Из таких людей получаются люди искусства, врачи и психологи. Это даёт ему возможность угадывать ваше настроение ещё до того, как вы сами поймёте, что раздражены или устали.

Чем вы можете помочь своему ребёнку? Дайте ему слова для тактичного выражения своих ощущений. Научите не морщить нос и не заявлять соседке: "Ты грязная". Предупредите учительницу. Скажите ребёнку, что вы понимаете его, но подгорелая каша в среду - это не повод пропускать школу в четверг.

Забияка

Вам следует насторожиться, если у вашего ребёнка стойкая репутация забияки. Таких детей в школе любят меньше всего. Секундное восхищение сверстников и постоянные проблемы с учителями - согласитесь, это не то, о чём вы мечтаете. Кстати, такого рода репутация требует постоянного подтверждения. Иначе новый "царь горы" быстро свергнет вашего "завоевателя".

Как всегда, постараемся вникнуть в суть происходящего. Чего он добивается? Внимания? Со стороны девочек или мальчиков? Взрывной темперамент ("удержу нет") или в лексиконе отсутствуют слова для выражения своих чувств?

Вы не представляете, какие результаты мы иногда получаем, тестируя приготовишек по методу "свободных ассоциаций"! Их "неведомы зверушки" состоят из одних клыков, когтей, игл и т.п. Разговаривая с такими детьми, я обычно узнаю следующее:

1. в семье принят угрожающий и агрессивный тон общения (папа кричит на маму, мама кричит на ребёнка, ребёнок отыгрывается на бабушке);

2. наоборот, одинокая, слабая, безвольная мама не может дать малышу чувство безопасности, так как не обладает этим чувством сама;

3. 5-7 летнему детёнышу позволяют до ночи торчать перед телевизором, в котором он видит, по большей части, боевики или "Криминальные хроники".

Последняя причина представляется мне наиболее опасной и реальной. Всё-таки, вы достаточно хорошие родители, если тратите своё время на поиск в Интернете материалов по детской психологии. А вот прогнать дитятко от телевизора, когда комната всего одна, папа пришёл с работы и хочет расслабиться, а мама крутится на кухне - на это нужны силы и решимость.

В назидание расскажу вам про своего сына. Он посмотрел фильм "Маска Зорро". Раз 60. А может и больше. И на целый год превратился в Зорро. Он представлялся этим именем, мне пришлось сделать ему маску и плащ, муж смастерил шпагу. При этом сам фильм - максимально детский. В нём нет убийств, чётко выражены Добро и Зло, Зло, в конце концов, наказано. Но Антон полностью ПЕРЕВОПЛОТИЛСЯ!

А теперь сравните Зорро и черепашек-ниндзя. Или возьмите любого героя любого боевика. Вы хотите, чтобы ваш ребёнок превратился в Терминатора? А в Рембо-3? Я - нет. Поэтому у меня в доме боевики запрещены законом.

"Профессор"

Когда ему исполнился год, вы с гордостью говорили в песочнице: "Мы выучили всю книжку Барто". В три он уже читает толстые книги. В пять - знает таблицу умножения и делает задания за второй класс. Спрашивается, что ему делать в первом классе, где остальные, пыхтя, учатся читать по слогам и пишут палочки?

Да, вам не позавидуешь. Но, если я скажу вам, что в школу дети ходят, в основном, общаться, заводить новых друзей, гулять и развлекаться, короче, социализироваться? И мотивация "интерес ко внеучебным занятиям" является самой сильной?

Самое печальное зрелище, которое мне доводилось видеть в школе, это тринадцатилетние вундеркинды, посаженные в 10 класс. Ни поговорить, ни пообщаться толком им не с кем. Так и прячутся все перемены за книгу.

Так что не стремитесь отдать ваше супер-чадо в школу раньше времени. Пусть ему будет немного скучно первое время, потом он выровняется. А компенсировать недостаток умственной нагрузки можно дома, в шахматной секции или в математическом кружке.

Конечно, наша коллекция детских характеров далеко не полная. Пишите, какие проблемы у вашего ребёнка, мы постараемся вам ответить.

Источник: www.7ya.ru

 

Темперамент ребенка в процессе обучения

Взрослые должны учитывать, что именно темперамент и характер очень часто играют важную роль в том, как будут налаживаться отношения ребенка с окружающими, особенно в школе.

Некоторые дети медленно усваивают объясняемый материал, другие слишком живы и непоседливы, третьи не могут долго концентрировать свое внимание на какой-то одной задаче, отвлекаются на посторонние вещи. Это вовсе не означает, что они не могут усвоить материал; просто-напросто их «стиль» не соответствует жестким рамкам традиционной школьной системы. Поэтому такие дети быстро «оттесняются в сторону», и к ним начинают относиться как к неспособным.

Дж. Каган в своих исследованиях выделяет два типа детей: вдумчивых и импульсивных. Вдумчивые дети углубляются в задачу, даже если она трудна, и посвящают ее решению столько времени, сколько необходимо. Однако, по-видимому, основная их цель – избежать неудачи. Их социальная активность часто бывает незначительной, они мало участвуют в жизни класса и особенно боятся попасть в незнакомые им социальные ситуации. Импульсивные дети не боятся рисковать, хорошо входят в коллектив, стремятся к быстрому успеху. Часто они довольствуются кратковременными успехами и достижениями. Получив вопрос, дают первый ответ, который приходит им в голову. Иногда это вызывает трудности при обучении, особенно в области чтения. Многие импульсивные дети то и дело пропускают строчки в книге или подставляют одно слово на место другого. Точно так же они ведут себя и при решении задач, часто выдавая неоднозначные ответы. Это не означает, что успеваемость у импульсивных детей должна быть ниже, чем у вдумчивых.

Каган отмечает, что более низкий показатель IQ у импульсивных детей обусловлен не тем, что они в принципе менее способны, а часто связан с тем, что они отвечают на вопросы тестов с присущей им торопливостью. В отношении творческих способностей дело обстоит сложнее. У вдумчивых детей больше шансов стать творческими личностями, однако импульсивные дети имеют также немало шансов развить оригинальное мышление, поскольку они зачастую принимают неоднозначные решения.

Источник:"Психология и педагогика: Учебное пособие" Позина М. Б. / Науч. ред. И. Ф. Неволин – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97 с.

 

P.S.

Рекомендуем:

- Роль темперамента в психическом развитии

 

- Психология развития конкурентоспособной личности

 

Школьная неуспеваемость

 

Темперамент. Характер. Личность

 

Индивидуализация процесса физического воспитания

 

Маленький копуша

 

- Особенности детского восприятия. Дети визуалисты, аудиалисты и кинестетикы - Вижу, слышу, ощущаю

 

- "Влияние темперамента на установление межличностных отношений у девушек" О. В. Ломтатидзе, А. С. Алексеева // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 50. – С. 273-277.

 

- "Непобедимый интроверт" Лэйни Марти - The Introvert Advantage, 2003. - 384 c.

 

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий

В книге "Психология индивидуальных различий" Ильин Е. П. приведены основные сведения но психологии индивидуальных различии. которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

Особое внимание уделено: различным подходам к обобщенным индивидуальным характеристикам человека — типам темперамента и личности: особенностям проявления свойств нервной системы; индивидуальным различиям в поведении; эффективности деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей; связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям.

 

- "Диагностика темперамента и характера" Батаршев А.В., Серия: Практическая психология, 2-е издание, Спб.: Питер, 2007 год, 368 стр. ОтрывокОглавление

Психологическая диагностика человека — одна из самых интересных и важных проблем психологии. В этом издании автор раскрывает особенности и признаки различных типов темперамента, приводит конкретные тестовые методики по определению характерологических черт личности, рассматривает древние учения о характере: астрологию, физиогномику, хирологию, графологию, именологию и возможности их современного использования.

Знание сущности темперамента, умение грамотно определять его типы, равно как и знание психологических свойств личности (характера, способностей, мотивации и направленности личности и др.), важны не только для педагога, школьного и практического психолога. Они просто необходимы руководителям предприятий (фирм), менеджерам в социальной сфере, поскольку способствуют развитию умения общаться и работать с людьми, регулировать свое поведение, позволяют правильно воспринимать и понимать других людей, знать свои индивидуальные психологические качества и возможности, адекватно оценивать себя и своих подчиненных.

Книга предназначена для всех, кто интересуется проблемами психологии характера и психодиагностическими методиками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5

Часть 1. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности 7

1. Общие сведения о темпераменте 7

2. Взаимосвязь темперамента с типами высшей нервной деятельности 8

3. Характерологические особенности темперамента 18

4. Методика определения типов темперамента 23

5. Активность, моторика и эмоциональность личности как ведущие компоненты темперамента 40

6. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности 48

7. Темперамент и личность 52

8. Два подхода к исследованию темперамента 57

Литература 64

ПРИЛОЖЕНИЯ К ЧАСТИ 1 67

Приложение 1.1. Методика определения уровня тревожности 67

Приложение 1.2. Самооценка психических состояний 73

Приложение 1.3. Методика определения свойств темперамента в спортивных коллективах 77

Часть 2. Характер. Психологическая диагностика 81

1. Характер и его особенности 81

2. Психологическая диагностика характера 88

3. Типология характера 99

Литература 110

ПРИЛОЖЕНИЯ К ЧАСТИ 2 112

Приложение 2.1. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (версия А) 112

Приложение 2.2. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (версия С) 151

Приложение 2.3. Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кэттелла 13PF 175

Приложение 2.4. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В) 188

Приложение 2.5. Диагностика агрессивности по тесту Басса — Дарки 200

Приложение 2.6. Тест К. Леонгарда — Н. Шмишека (определение акцентуированного выражения человека) 204

Приложение 2.7. Типы акцентуаций характера по А. Е. Личко 211

Приложение 2.8. Пятифакторный личностный опросник МакКрае — Коста («Большая пятерка») 218

Часть 3. Характерология 233

1. Астрология 233

Литература 255

2. Физиогномика 256

Литература 283

3. Френология 283

Литература 290

4. Хирология 290

Литература 317

5. Графология 318

Литература 330

6. Именология 331

Литература 343

ПРИЛОЖЕНИЯ К ЧАСТИ 3 344

Приложение 3.1. Психографологический анализ тест—почерка (фраг—менты из работ слушателей Школы практической психологии) 344

Приложение 3.2. Этимологический список наиболее употребительных имен 355

 

Литература
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. М.; Воронеж, 1996.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М., 1982.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М., 1990.
4. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999.
5. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности. М., 2000.
6. Белоус В. В. Пути гармонизации темперамента и деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 65—71.
7. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М., 1978.
8. Вяткин Б. А. Управление психологическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., 1981.
9. Грановская Р. М. Темперамент // Р. М. Грановская. Элементы практической психологии. 3—е изд., изм. и доп. СПб., 1997.
10. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
11. Климов Е. А. Основы психологии: Практикум. М., 1999.
12. Ковалев А. Г. Психология личности. 3—е изд. перераб. и доп. М., 1970.
13. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.
14. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. 3—е изд. М., 1964.
15. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.
16. Небылицын В. Д. Темперамент // Психологическое исследование индивидуальных различий. М., 1976.
17. Немов Р. С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. 4—е изд., доп. и перераб. М., 2000.
18. Немов Р. С. Психология: Учебник: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3—е изд., доп. и перераб. М., 2000.
19. Норакидзе В. Г. Темперамент личности и фиксированное «Я». Тбилиси, 1970.
20. Обозов Н. Н. Типы личности, темперамент и характер: Методическое пособие. СПб., 1998.
21. Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М., 1988 (Педагогическая наука — реформе школы).
22. Павлов И. П. Полн. собр. соч. 2—е изд. Т. 3, кн. 2. М.; Л., 1951.
23. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.
24. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник. М., 1998.
25. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1997.
26. Практическая психология: Учебник. 2—е изд., перераб. и доп. / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб., 1998.
27. Практическая психология для менеджеров / Под ред. М. К. Тутушкиной. М., 1996.
28. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характера / Ред.—сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1997.
29. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.
30. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 3—е изд., перераб. и доп. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М., 2000.
31. Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. № 11.
32. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. М., 1984.
33. Смирнов Б. Н. Психологическая характеристика темперамента // Практические занятия по психологии: Учеб. пособие / Под ред. Д. Я. Богданова, И. П. Волкова. М., 1989.
34. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1997.
35. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Практикум. Ростов н/Д., 1999.
36. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Под общ. ред. М. В. Равич—Щербо. М., 1982.
37. Теплое Б. М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1963. № 5.
38. Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий // Б. М. Теплов. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., 1985.
39. Цуканов Б. И. Фактор времени и природа темперамента // Вопросы психологии. 1988. № 4.
40. Щукин М. Р. Некоторые типологически обусловленные различия в протекании ориентировочной и исполнительской деятельности при усвоении начальных трудовых умений // Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда: Сб. ст. / Под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1964.
41. Энциклопедия практического самопознания / Сост., предисл. и коммент. А. И. Красилы. М., 1994.

 

- "Возрастные кризисы взрослости." Малкина-Пых И. Г.– М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с. – (Справочник практического психолога). - "1.1.1 Психотелесные соответствия: темперамент, характер и анатомическая конституция"

В книге изложены теоретические и методические основы психологического консультирования и психологической поддержки взрослых людей в периоды возрастных (нормативных) кризисов («встречи с взрослостью», «середины жизни»). В книге также при -ведены основы психодиагностики, позволяющие определить тип характера клиента и соответствующие базовые проблемы, которые особенно обостряются в периоды кризисов. Книга отличается выраженной практической направленностью и содержит описание эффективных техник психотерапии и психокоррекции в эти периоды. Подробно рассмотрены как вопросы индивидуального психологического консультирования и психотерапии, так и групповые формы работы, представленные в виде программ тренингов для взрослых. Книга может быть полезна психологам-практикам, психотерапевтам, социальным работникам, а также широкому кругу читателей, интересующихся психологией.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ 3

1.1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 3

1.1.1 Психотелесные соответствия: темперамент, характер и анатомическая конституция 5

1.1.2 Акцентуации характера 10

1.1.3. Типология индивидуально-личностных свойств 13

1.1.4. Типология стилей жизни 14

1.1.5. Типы организации характеров 15

Глава 2. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОСТИ 31

2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ 31

2.2. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 33

2.3. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ 36

2.4. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ 39

2.5. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 41

РАЗВИТИЕ «Я» КАК ЧЛЕНА СЕМЬИ 41

РАЗВИТИЕ «Я» КАК ПРОФЕССИОНАЛА 44

2.6. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОСТИ КРИЗИС ТРИДЦАТИ ЛЕТ 47

2.7. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА 54

2.7.1. Особенности консультирования при различных типах характера 54

2.8. ТРЕНИНГИ ПО ПСИХОСИНТЕЗУ 60

2.9. ТРЕНИНГИ ПО ТРАНЗАКТНОМУ АНАЛИЗУ 83

2.10. ТРЕНИНГ ПО РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 104

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 131

 

- "Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим." Отто Крегер, Дженет Тьюсон (Otto Kroeger, Janet Thuesen) - (Type Talk: The 16 Personality Types that Determine How We Live, Love, and Work, 1989)

Данная книга поможет понять причины поступков других людей и разобраться в мотивах своего поведения - на работе, в любви, в воспитании детей и иных сферах повседневной жизни. Представленный вариант юнговской типологии - типоведение Майерс-Бриггс - родственен популярной в России соционике.

  

- "Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе." Отто Крегер, Дженет Тьюсон (Otto Kroeger, Janet Thuesen) - (Type Talk at Work: How the 16 Personality Types Determine Your Success on the Job, 2002) Соавтор Хайл Ратледж (Hile Rutledge), главный управляющий компании «Отто Крегер Ассошиэйтс».

Эта книга поможет разобраться в своих деловых качествах и управлении персоналом с позиций психологии личности. Воспользуйтесь богатым опытом авторов, чтобы получить максимум в работе от себя и своих сотрудников, подчиненных и начальников. Представленный вариант юнговской типологии - типоведение Майерс-Бриггс - родственен популярной в России соционике.

 

- "Строение тела и характер." Кречмер Э., Перевод со 2-го немецкого издания Г.Я.Тартаковского под редакцией П.Б.Ганнушкина - М.-П.: Госиздат, 1924. - Современные проблемы естествознания. Книга 18.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Первая часть. Строение тела (15).

1. Методика (17).

2. Типы строения тела (29).

3. Строение лица и черепа (53).

4. Поверхность тела (75).

5. Диспластические специальные типы (86).

6. Железы и внутренние органы, сексуальный инстинкт (109).

7. Построение конституции (119).

Вторая часть. Темпераменты (135).

8. Характерологические исследования семьи (135).

9. Циклоидные темпераменты (147).

10. Шизоидные темпераменты. Общая часть (169).

11. Шизоидные темпераменты. Специальная часть (202).

12. Шизотимики и циклотимики среднего типа (226).

13. Гениальные (236).

14. Теория темпераментов (272).