Как правильно обучать ребенка чтению

Почему наши детки не читают? Думаю, каждый родитель задавался этим вопросом не раз. И конечно, искал пути решения этой проблемы. Безусловно, в одной статье невозможно дать советы, которые будут работать в каждом случае. Но, может быть, следующие примеры и варианты решения данной проблемы помогут вам найти свой рецепт.

«Чтобы научиться любить книги, нужно научиться их правильно прочитывать», — так говорит мой знакомый педагог в школе. Этот постулат работает и в нашем случае. Поэтому главнейшая задача родителя — грамотно подобрать ребенку первую книгу, которую он самостоятельно прочтет. Тогда прочитанная, а главное понятая книга вдохновит ребенка на поглощение второй и третьей книги. Важно выбирать такие тексты, которые бы не только соответствовали возрасту ребенка, но и его психологическим особенностям, его интересам. Приведу пример из своей школьной жизни. Учитель литературы гордо рассказывала нам, шестиклассникам, что ее дочь в первом классе уже прочитала «Мастера и Маргариту» Булгакова. Как думаете, это хороший подбор книги для ребенка? Неужели как педагог она не задумалась, а что поняла первоклассница, прочитав такое серьезное произведение? Думаю, маленькой девочке кроме забавных историй с превращениями в ведьму и штучками Кота, мало, что было понятно. Бесспорно, что классику необходимо читать не только взрослым, но и детям, но подбирать нужно ее согласно возрасту. Есть множество рассказов Зощенко, Заходера, сказок Пушкина, наконец. Эти произведения будут понятны детьми начальной школы, а значит, понравятся и подвигнут к дальнейшему самостоятельному чтению.

Допустим, книга вами подобрана, но как заставить ребенка ее читать? В один день решить эту проблему скорее всего не получится. Конечно, если не применять авторитет взрослого и не заставлять ребенка выполнять ваше желание. Моя подруга решила своим примером показать сыну, как можно интересно проводить вечерние часы. Взяв томик Ильфа и Петрова, она читала, смеясь над забавными приключениями любимых героев. Сыну второкласснику стало интересно, что так веселит его маму. Подруга моя предложила ребенку тоже почитать детскую книжку, пообещав, что и эта книга не менее интересна. Дети часто копируют то, что делают взрослые, именно это и сыграло решающую роль. Потому устройте часы чтения всей семьей. Когда родители читают, ребенку ничего другого не остается, как начать хотя бы листать книгу. Может быть, яркая картинка или название книги привлекут его внимание. А там и недалеко до чтения. Обращаю ваше внимание, что этот совет действует, когда родители своим примером учат любить и читать книги. И будьте последовательны в своих примерах: если начали вечерами устраивать литературный салон, то не стоит через неделю-другую забывать об этом.

Кстати, старший брат или сестра тоже могут помочь малышу полюбить чтение. Попросите их рассказать младшему члену семьи, о чем та или иная книга. Пытаясь подражать старшим, младший ребенок ищет у них внимания, признания и уважения, а значит, начнет читать рекомендованные книжки.

Первая прочитанная книга вызовет бурю положительных эмоций у ребенка, и он захочет ими поделиться с самыми близкими людьми. Дайте ребенку возможность поговорить о книге, обсудите прочитанное. Скорее всего, малыш начнет пересказывать то, что ему запомнилось больше всего. Проявите интерес к его рассказу, наводящими вопросами уточните детали произведения, тем самым, ребенок научится правильно пересказывать сюжетную линию. Можете вместе пофантазировать, придумав другие приключения героям. Ваше участие и проявленный интерес вдохновят ребенка на прочтение следующей книжки.

Особо отмечу, что важно внимательно относиться к мнению маленького интеллектуала о прочитанном. Родители, вы должны уважать его мнение, поверьте, ребенок это оценит и будет доверять вам бесконечно.

Теперь поговорим о технической части.

Дети не умеют быстро переключаться с одного занятия на другое. Поэтому, важно заранее настроить малыша на серьезное мероприятие. Спокойная обстановка — это первое. Ведь вдумчивое чтение возможно только при отсутствии громких звуков и иных раздражителей.

Также учитывайте психологическое состояние ребенка. Не стоит после веселых активных игр заставлять малыша что-нибудь почитать. Состояние возбуждения не позволит ему нормально воспринимать читаемое. Поэтому заранее подумайте об этом, когда выбираете время для чтения.

Источник: www.ipapa.ru

 

P.S.

По данной теме рекомендуем ознакомиться с материалами:

Предикторы овладения чтением и письмом у дошкольников

- "Значение текста и рисунка, их взаимоотношений для понимания ребенком дошкольного возраста детской книги" Яковличева А. Ф.

Как мы учились читать

Речь и чтение (часть 1)

Речь и чтение (часть 2)

Лучший способ изучения букв. Часть 1

Лучший способ изучения букв. Часть 2

Виды чтения

Что мешает ребенку научиться читать

Учимся, играя. Пособия для обучения чтению своими руками

Книга в школьном портфеле (часть 1)

Книга в школьном портфеле (часть 2. комментарий нейропсихолога)

Когда же он начнет читать?!

Путь в страну книг. От слушателя - к читателю

Как научить ребенка читать

- Как читать ребенку?

Обучение чтению ребенка-дошкольника

Метод обучения чтению Николая Зайцева. Часть I

Метод обучения чтению Николая Зайцева. Часть II

 

"Трудности обучения письму и чтению в начальной школе" БЕЗРУКИХ М. М. - Педагогический университет "Первое сентября" - КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

- Лекция 1. Причины трудностей обучения письму и чтению в начальной школе. Понятие «школьные трудности». Условия эффективного формирования навыков письма и чтения. Экзогенные и эндогенные трудности обучения письму и чтению.

Лекция 2. Формирование навыков письма и чтения и виды трудностей в процессе обучения. Этапы формирования навыков письма и чтения. Психофизиологическая структура этих видов деятельности. Виды трудностей при обучении письму и чтению и их возможные причины

- Лекция 3. Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса. Описание методики. Критерии оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1 класса. Тестовые задания.

- Лекция 4. Методика анализа и оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4-го класса. Описание методики. Критерии оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4 класса. Тестовые задания.

Лекция 5. Трудности обучения письму и чтению леворуких детей. Современные представления о возникновении леворукости. Психологические особенности леворуких детей. Методика оценки мануальной ассиметрии (леворукость, праворукость). Примеры и анализ школьных трудностей у леворуких детей.

Trudnosti_obuchieniia_chtieniiu_i_pismu_v_nachalnoi_shkolie2.pdf - лекции 5-8

- Лекция 6. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Особенности учебной деятельности медлительных детей. Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Тактика работы с медлительными детьми. 

- Лекция 7. Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей. Психологические особенности гиперактивных детей. Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Тактика работы педагога с гиперактивными учениками.

- Лекция 8. Общие принципы организации работы с учащимися, имеющими трудности обучения письму и чтению. Формы организации коррекционной работы. Последовательность действий педагога и специалистов при организации помощи детям с трудностями обучения письму и чтению.

 

- "Развитие ребенка 4 - 5 лет. Обучение чтению" Е.С.Гаврилина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина - М.: РОСМЭН, 2002

Серия «Развитие ребенка» включает книги для детей 3-4, 4-5, и 5-6 лет. Книги этой уникальной серии помогут развить способности вашего ребенка и подготовят его к успешному обучению в школе. Задания, разработанные профессиональными педагогами и психологами, позволят учиться легко и интересно.

 

- "Про музей читаю сам" ред. Е.Стрельцова, П.Ермакова - Издательство: Арка, 2010 - 24 c.

Рассматривая шедевры мировой живописи Эрмитажа, можно и учиться читать, и расширять словарный запас ребенка, и получать истинное удовольствие.

 

 

(Источник: labirint.ru)

(Источник: http://5razvorotov.livejournal.com и http://foto.sibmama.ru)

(Источник: read.ru)

 

- "Первые слова" Е.Янушко - Мозаика-синтез, 2010 г. - 14 с.

    

Серия книг "Читают малыши" предназначена для обучения чтению детей 4-7 лет. В книгах содержатся занимательные игровые упражнения, позволяющие закрепить навык чтения, научить понимать смысл прочитанного, сделать чтение одним из любимых занятий малыша. Кроме того, занятия по этим книгам способствуют развитию внимания, речи, мелкой моторики ребенка. Эти пособия можно использовать для обучения чтению гиперактивных, неусидчивых малышей, детей с отставанием в речевом развитии и др.

отзыв о книге: Совсем простая книга для первого чтения: задания на чтение односложных слов из двух-трёх букв и соотнесение слова и картинки. Внутри книги есть картонная вкладка с картинками и словами, которую можно разрезать и сделать лото. На форзацах напечатаны рекомендации для родителей, как заниматься с ребёнком по книге (сказано, кстати, что методика хороша для работы с гиперактивными детьми, с детьми, у которых синдром дефицита внимания), как можно работать с вкладкой. От себя добавлю, что книжка хороша также для ребёнка, который не особенно рвётся заниматься чтением:)

 

(Источник: http://didaktikos.livejournal.com)

 

(Источник: read.ru)

 

- Приёмы развития литературной речи детей дошкольного возраста (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 06

О.В. Чиндилова

Образовательная область «Чтение художественной литературы» в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования должна обеспечивать достижение цели «формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса» [7].

Каждая из этих задач требует конкретных подходов (методов, приё мов, технологий, средств) к их реше нию. Остановимся подробнее на зада че развития литературной речи до школьников.

Сначала уточним, что следует понимать под литературной речью. Определение этого понятия мы на шли только в «Толковом переводоведческом словаре»: «Литературная речь – нормализованная речь, употребляемая образованными людьми» [5]. Здесь проявляется, безусловно, специфика словаря, но главное можно выделить: норма («так должно быть») и образование («этому надо учить»). С опорой на эти главные слова мы предлагаем своё понимание указанной выше задачи: развитие литературной речи дошкольников – это процесс постепенного усвоения детьми норм устной речи.

Развитие «нормативной» литературной речи дошкольников обеспечивают достаточно известные в методике словесные приёмы работы воспитателя, нацеленные на освоение детьми речевого образца, доступного для повторения, подражания. Речевой образец – правильная, заранее подготовленная единица речи воспитателя – должен предшествовать речевой деятельности детей, произноситься взрослым чётко, неторопливо и неоднократно использоваться во время одного занятия по мере необходимости.

Освоению речевого образца способ ствуют следующие приёмы.

Повторение речевого элемента – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же звука, слова, фразы с целью запоминания. В практике используются повторение речевого материала воспитателем, индивидуальное повторение ребёнком, совместное повторение (воспитателя и ребёнка, двух детей), негромкое и чёткое хоровое повторение.

Словесное упражнение – много кратное выполнение детьми опреде лённых речевых действий для выра ботки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от по вторения упражнение отличается большей долей самостоятельности детей.

Рефрен – повтор слова, словосочетания вслед за ребёнком в соответствии с литературной нормой. Взрослый, как эхо, повторяет за ребёнком сказанное им, не привлекая внимания к допущенной ошибке, а просто исправив её. Дошкольник слышит слова (слово) взрослого сразу после своих и воспринимает их как собственные («Это я так правильно сказал!»).

Перефраз (повторение взрослым высказывания ребёнка) – взрослый повторяет, перефразируя, детское высказывание и тем самым каждый раз убеждает, что мысли ребёнка ценны и что все другие дети их слышат. Взрослый никак не оценивает высказывания детей, ни словом, ни взглядом не выражает похвалу или порицание, а просто даёт понять ребёнку, что его слова услышаны. Всё это способствуют созданию такой атмосферы, при которой дети не боятся говорить, раскрепощаются, чувствуют уверенность в себе и даже самые молчаливые и стеснительные становятся активными. Перефразировать ответы детей педагог должен так, чтобы смысл их не был искажён. В результате он придаёт высказыванию ребёнка новое звучание, усиливает его, корректирует речь дошкольника, приводит образец точной и правильной речи.

Высказывание вслух собственных впечатлений и мыслей, повторение их другими словами в равной степени важны для дошкольника. Именно в эти годы у него только складывается опыт эмоционального реагирования на происходящее вокруг, и речевой опыт без внешней оценки, с одной стороны, рождает такие переживания, а с другой – облегчает их проявление.

Однако, на наш взгляд, перечисленные приёмы не могут в полной мере решить задачу развития литературной речи дошкольников. В про грамме «Детский сад 2100» мы предлагаем педагогам программу именно по ЧТЕНИЮ художественной литера туры, нацеленную на развитие читательской культуры детей (а не на ОЗНАКОМЛЕНИЕ с ней, как в других программах, в том числе и переработанных в соответствии с ФГТ). Отсюда наше представление о литературной речи дошкольников ещё и как о средстве их эмоционального и духовного развития, эстетического и нравственного воспитания, приобщения к достижениям родной культуры. Очевидно, что усвоение языка литературных произведений помогает детям почувствовать красоту звучащей речи, формирует их этические представления.

Каким же образом можно развивать «художественно ориентированную» литературную речь дошкольников?

Определённые методические под ходы к решению этой задачи можно найти в «Концепции непрерывного образования» (2003 г.): «Взрослые обеспечивают ребёнку возможности для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи. В ходе общения с ребёнком взрослый побуждает его задавать вопросы, высказывать свои суждения, строить умозаключения, обсуждать возникающие проблемы. Специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи (обмену информацией, мнениями, планированию индивидуальной и совместной деятельности, обсуждению событий, общих дел и т.п.) в процессе общения ребёнка с другими детьми. <…> Идёт приобщение детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания. Благодаря этому у ребёнка развивается способность к активному слушанию, пониманию и пересказу текстов» (курсив мой. – О.Ч.) [3].

Очень важно, чтобы взрослые читали художественные произведения детям дошкольного возраста в режиме медленного чтения (чтения с остановками для комментария, включения воображения, прогнозирования содержания, усиления и уточнения эмоций и пр.). В этом наше принципиальное отличие от традиционной методики, ориентирован ной на безостановочное чтение воспитателя, в то время как в реальной жизни, дома, взрослый и ребёнок всегда общаются в процессе чтения: малыш чтото спрашивает, предполагает, комментирует, старшие – поясняют, обращают его внимание на чтото, привлекают внимание к иллюстрации и т.п.

Не менее важно для детей 2–5 лет многократное чтение произведений: они любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. При этом повторное проживание эмоций не только не обедняет восприятия текста, но и ведёт к усвоению языка прочитанных произведений, запоминанию и «присвоению» определённых слов, интонаций.

Остановимся ещё на одном пункте нашей позиции относительно языка произведений, выбранных для чтения дошкольникам. Вопреки устоявшемуся мнению о том, что такие художественные произведения должны быть предельно простыми по синтаксису, мы считаем, что подобная искусственная задержка в усвоении синтаксиса литературной речи может привести к тому, что речь уже выросшего ребёнка останется невыразительной.

«Художественные произведения, читаемые детям, – это важнейшее (если не сказать единственное) методическое средство создания искусствен ной речевой среды с оптимальным развивающим потенциалом в области синтаксиса: ведь из живой разговор ной речи дети могут усвоить только разговорный синтаксис» [4, с. 189].

Наряду с этим взрослые могут использовать специальные приёмы привлечения внимания ребёнка к художественному слову. Покажем, как «работают» некоторые из них на примерах стихотворений из книги Тимофея Белозёрова, о которой поэтесса Елена Благинина написала: «…она полна уважения к тебе, оставляя за тобой право додумать, и досказать, и обобщить. Она поэтична, ибо у автора хороший глаз, чуткий слух и врождённый вкус, так что слово ему послушно. Она правдива, потому что поэт искренен. Она проста, но это кажущаяся простота – за ней большая работа. Прочти эту книжку! Ты будешь рад...» [2].

К сожалению, стихи этого замечательного поэта практически незнакомы сегодняшним маленьким и взрослым читателям. Прочитаем начало стихотворения «Утро»:

Пролилась на пёрышки синице

зябкая ночная синева...

Из лощины

вытекла лисица,

забрались в зарю тетерева.

Над гнездом приподняла сорока

хвост, как ручку от сковороды.

В темноте, на дно травы

глубокой,

ухнули

лосиные

следы.

Богатство, образность поэтического языка произведений Т. Белозёрова позволяют обращаться к ним для решения задачи развития литературной речи дошкольников.

Приём домысливания. Взрослый не дочитывает последнюю строку стихотворения, дети пробуют «угадать» её по рифме, ключевым словам, которые взрослый особенно выделяет голосом при чтении:

Я лежу на лужайке

и в небо гляжу,

в табуне облаков

я …(коня нахожу).

(«Вечером»)

Лежит на небе туча,

вздыхает и ворчит,

а маленькая тучка

копытцами стучит.

По луже,

по дорожке,

по зонтику груздя

стучит, как оленёнок,

копытцами… (дождя!)

(«Тучка»)

Приём привлечения внимания к образному слову. Очень важно, что бы дети уже в дошкольном возрасте почувствовали красоту образного слова, узнали, что обыденное можно называть необычно. Например:

Отчего прохладно стало

одуванчику в бору?

Оттого, что прошлой ночью

облысел он

на ветру!

(«Одуванчик»)

Взрослый читает первые две строки стихотворения – вопрос автора читателям: «Отчего прохладно стало одуванчику в бору?» Дети пробуют ответить: «Ночь наступила, пошёл дождь, подул ветер» и т.д. Содержание ответов говорит о том, что они услышали в стихах пока только одно слово – прохладно. При повторном чтении выделяем интонацией слово одуванчику. Ответы детей меняются: «Одуванчик облетел!». Чтение в третий раз позволяет выделить слова в бору. Прогнозыответы детей: «Бор – это лес, там ёлки, сыро, темно». Затем взрослый перечитывает строкивопрос и после короткой паузы читает строкиответ:

Оттого, что прошлой ночью

облысел он

на ветру!

Такой ответ автора у старших до школьников вызывает разные эмо ции: ктото радуется, что угадал про ветер и ночь, ктото открывает для себя, что вместо облетел можно ска зать красиво и точно: облысел.

В отличие от некоторых других авторов программ для ДОУ мы не согласны с тем, что дошкольников нужно знакомить со сложными литературоведческими понятиями (сравнение, метафора и др.). А вот научиться слышать метафору, радоваться образному слову, на наш взгляд, – реальный результат читательского развития дошкольника. Заметим, что такой подход, когда средства выразительности, например, рассматриваются как инструмент постижения читателем явных и скрытых смыслов текста, отличает всю программу по непрерывному литературному образованию в системе «Школа 2100».

Сказанное выше не означает, что с детьми дошкольного возраста не следует вести целенаправленную работу по постижению ими секретов художественности. Например, в подготовительной группе мы читаем с ребятами фрагмент стихотворения А.Л. Барто «Что над чем?» (полный текст они прочитают в 1-м классе в учебнике «Капельки солнца» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой):

Из чердачного окошка

Вышел кот и вышла кошка.

Жмурятся на яркий свет,

Жадно лижут свежий снег.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и даже воспроизводить её. Ребята рисуют словами кота с кошкой, тёмный чердак, свежий снег, яркое зимнее солнце и т.д. Затем спрашиваем детей: «Сколько красок мы с вами нашли, пока представляли эту картину, а вот услышали ли вы чтонибудь?». Типичный ответ: «Мяу», – т.е. дошкольники по ассоциации воспроизводят «кошачьи» звуки. После этого взрослый неоднократно перечитывает строки, каждый раз помогая детям делать новые открытия:

Из чердачного окоШка

ВыШел кот и выШла коШка

Вот мы и услышали звук [ш], который возникает от осторожных шагов кота и кошки по свежему, непримятому снегу. Дети с удовольствием считают, сколько шажков сделали кот и кошка.

Читаем следующее двустишие:

Жмурятся на яркий свет,

Жадно лиЖут свеЖий снег.

Звук [ж] рождается оттого, что своими шершавыми, как наждачная бумага, язычками кот и кошка лижут свежий снег. И опять можно посчитать, сколько раз они это сделали. Можно сравнить парные по звонкостиглухости звуки: [ш] – [ж].

Однако мы ещё не всё услышали в этих строках, поэтому снова читаем:

жМУРятся на ЯРкий свет.

После полутёмного чердака солнеч ный свет кажется таким ярким, что кот и кошка невольно «говорят» МУРРР.

Этот приём развития литературной речи дошкольников мы называем погружением в текст художественного произведения. В данном случае «погружение» обеспечивалось через наблюдение над звукописью, звуко подражанием.

Заметим, что приведённый выше пример – характерный образец того, как на практике происходит интеграция разных образовательных областей (в данном случае – «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация»).

В заключение отметим, что использование обозначенных выше подходов к развитию литературной речи дошкольников, различных приёмов работы воспитателя помогает детям усваивать нормы устной речи, обеспечивает их литературное развитие, а именно:

– способность воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

– готовность и умение использовать в речи разнообразные речевые средства;

– понимание смыслового богатства слова;

– развитие эмоциональной сферы психики.

Литература

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Изд. центр «Академия», 2000.

2. Белозёров, Тимофей. Кладовая ветра : стихи и сказки. – М. : Детская литература, 1970.

3. Концепция непрерывного образования. – М., 2003.

4. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пос. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичёва, В.К. Лотарёва, А.П. Николаевича. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1984.

5. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. – 3-е изд., пере раб. – М. : Наука, 2003.

6. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольников с литературой / О.С. Ушакова. – М. : Сфера, 1998.

7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы. – М., 2009.

8. Чиндилова, О.В. Чтение художественной литературы дошкольниками : подходы к пони манию и способы реализации / О.В. Чиндило ва // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1.

 (Источник: www.school2100.ru)

 

- Как учить стихи с ребенком? (http://www.forum.thesoul.ru)

Практические советы

Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию... Но в тоже время большинство из нас, с ужасом вспоминает, что это была за пытка - выучить стихотворение!

Способы заучивания стихотворений

Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.

Способ №1.

Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2.

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ №3.

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та...» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Способ №4.

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Способ №5.

Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.

Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №6.

И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Методы заучивания стихов

Визуальный

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный

Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Логический

Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

Как мы учим стихи: личный опыт и рекомендации

• Еще до рождения ребенка я читала много разных статей в женских журналах. И натолкнулась на статью, где говорилось о том, что читать ребенку надо начать как можно раньше. Если начинать с рождения читать или рассказывать ребенку стихи, потешки, петь колыбельные, все это только способствует развитию памяти естественным путем. И если ребенок с рождения, постоянно слышит стихи, то это становится для него привычным и даже необходимым занятием. Потом заучивать рифмы такого ребенка не придется заставлять, он сам с удовольствием будет повторять их.

• Далее я прочитала о том что поэзия это ритм, а к ритму ребенка нужно приучать. Когда пела колыбельные, то похлопывала свою малышку в такт ритма стихотворения или песенки. Потом, когда она подросла, то под ритм стихотворения мы делали движения руками, покачивались, хлопали в ладошки.

• Следующий этап был – рисование иллюстраций к стихотворению, я читала стихотворение, дочка на память прорисовывала его. Иногда стихотворение читала ей по нескольку раз, пока она сидела и рисовала.

• До того момента, как ей исполнилось 4 года, мы учили стихи к праздникам, или в подарок – папе, бабушке, друзьям. Это стало отличной мотивацией. Остальные стихи мы даже не заучивали специально, просто я ей постоянно их читала. А Даша запоминала то, что ей больше всего нравилось. А вот после 4 лет, заучивание стихов стало уже заданием или даже работой. Мы старались учить стихи постоянно, так как, я узнала, что именно заучивание стихов – это наилучший путь, для формирования объема памяти дошкольника.

• Хоть я и написала что, мы стали учить стихи целенаправленно, но не когда не делали это против воли ребенка, если у нее не было настроения или желания. По моим наблюдениям детки иногда отказываются учить стихи, только из-за того, что объем стихотворения не соответствует их возрасту и им действительно тяжело. Сведите ваши требования к тому, на что способен ваш малыш, и не ставьте цель выучить за день Муху-цокотуху, или заставить трехлетнего ребенка учить «Сказку о царе Салтане».

• Один наш знакомый мальчик просто впадал в бешенство, когда ему говорили, а сейчас начнем учить стихи. Он убегал и прятался. Я до 4лет вообще своему ребенку не говорила, давай будем учить стихи. Предлагала ей: повторяй за мной, как веселый попугайчик; или, давай поиграем и расскажем твоему медвежонку стишок; или, какую колыбельную ты своим куклам споешь? Так же и поступила мама Егора, она стала говорить ему: я буду рассказывать, а ты повторяй за мной, но я разрешаю повторять только одну строчку. Для него это стало игрой, и он уже ходил и выпрашивал все новые и новые строчки, но все это конечно произошло не в один день. Мама сама стала очень часто рассказывать стихи, и делать это с удовольствием. Капля по капле и ребенок звезда детского сада, на каждом утреннике у него самый длинное стихотворение.

• Прежде чем начать учить стихотворение, спросите все ли слова ребенку понятны, разъясните значение каждого слова. Можно пойти на обман прочитать несколько стихотворений, и предложить ребенку выбрать то, которое вы будете учить. Ребенку кажется, что это он а не вы руководите процессом, и вы вынуждены учить с ним то, что он выбрал, это повышает его самооценку и прибавляет уверенности.

• Как и во всем: повторение – мать учения! Первую строчку стихотворения повторяем до тех пор, пока малыш не расскажет вам ее без ошибок, потом переходим ко второй строчке, и так учим четверостишие, а из них складываем стихотворение целиком. Но здесь не надо торопиться, один ребенок может выучить стихотворение за час, другому необходима неделя, в течение которой, он будет запоминать по 2-3строчки каждый день

• Не забывайте повторять с ребенком те стихи, которые вы учили в прошлом месяце или в прошлом году, и вам и ему будет полезно развивать и активировать долговременную память.

• Рифма – постоянно играйте с ребенком в рифму, чем бы вы не занимались: Кашу съела Даша, малышка- шалунишка, надо просыпаться пойдем скорее умываться и так далее. Используйте рифмы, когда общаетесь с ребенком. Заметите, что это легко и увлекательно. Вы и не заметите, что ребенок вас поддержит и даже превзойдет в этом деле. В возрасте 4 лет Даша шокировала нас первым своим четверостишием – Тили-бом, тили-бом, убираем какашки за котом!

• Нам уже 6 лет, и Даша может сама прочесть и выучить стихотворение. И опять нас спасает игра, она рассаживает кукол и готовит их к концерту, в котором каждая кукла расскажет на сцене – стуле, свое четверостишие, как вы понимаете, все стихотворение целиком, она сама рассказывает за кукол.

• Последнее достижение – Даша сама выучила песню к выпускному, используя метод заучивания по одной строке, текст песни она читала сама! Игры не какой не было, была мотивация спеть с детьми на сцене.

 

Как научить ребенка быстро запоминать стихи?

Методика для школьников и их родителей

Предлагаемая нами методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще "опирается" на образы, и именно по ним запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками - эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Описание методики

1. Берем заданное на самостоятельное изучение стихотворение.

2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Все зависит от того, как вам удобнее.

3. Читаем заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие в процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

4. После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

5. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Для примера, рассмотрим небольшой отрывок из стихотворения С. Маршака:

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

 

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

 

Для того, чтобы лучше запомнить этот кусочек стихотворения, разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Предположим, что на первый блок "в октябре, в октябре, чистый дождик на дворе", ребенок нарисует капельки дождя.

Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.

На двустишье "на лугах мертва трава, замолчал кузнечик", ребенок также может нарисовать то, что ему это напомнило. И, так как речь идет о траве и кузнечике, для ребенка будет уместным нарисовать простую травку и кузнечика, увидев которые, он сразу проассоциирует с этой строчкой стихотворения.

Аналогичные действия нужно проделать и с блоком "заготовлены дрова на зиму для печек".

Однако, ни в коем случае нельзя навязывать ребенку ту ассоциацию и тот образ, которые ребенку абсолютно не понятны. Пусть продумает свой образ, привяжет его к строчке из стиха, прочтет этот блок вслух.

С помощью приведенной методики, и вашего настроя на позитивный результат, ваш ребенок сможет не только развиваться посредством запоминания стихов, но и получать от этого огромное удовольствие. Вы позволите ребенку проявить фантазию, поможете существенно сократить время на заучивание стихотворений в будущем, и, кроме этого, разовьете творческие способности ребенка.

Заключение. У разведчиков отменная память. Почему? Потому что в процессе постоянной работы и тренировок они регулярно используют данную методику развития ассоциативно-образной памяти. Поверьте, стоит попробовать помочь Вашему ребенку стать лучше, умнее, ускорить весь процесс его общего развития…

Автор методики: Валуева Л.А.

(Источник: http://www.forum.thesoul.ru)

 

- Если плохо читаем (http://pgglib.ihb.by)

Ребенок плохо читает, не любит читать. Это очень огорчает родителей, поскольку чтение — главное умение человека в жизни. Навык чтения — залог успешного учения. Как же помочь ребенку?

Работу по обучению чтению младших школьников следует вести по следующим направлениям:

• собственно обучение чтению – формирование и совершенствование навыка чтения, обучение восприятию художественного текста, формирование читательской самостоятельности;

• получение ребенком литературного знания.

Становления навыка чтения непростой и длительный процесс. Поэтому особенно важно развить у ребенка интерес к содержанию и процессу чтения. Малышу следует предоставить право выбора материала для чтения в зависимости от его увлечений, настроения, самочувствия.

Для развития интереса чтения важно поддержать в ребенке веру на успех. Этому способствует самозамер скорости чтения. Ребенок в течение одной минуты читает, отмечает, до какого слова дочитал, пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в дневник изо дня в день. Сравнение результатов через неделю свидетельствует об увеличении скорости чтения.

При чтении ребенок должен испытывать максимальную комфортность, а сам процесс чтения протекал в доброжелательной атмосфере.

Не стоит заставлять ребенка дольше сидеть за книгой, нельзя сердиться. Пусть ребенок читает вслух недолго. Намного эффективнее, если домашняя тренировка будет проводиться ежедневно несколько раз по пять минут путем пересказа ребенком прочитанного материала, и еще раз перед сном.

Полезно читать вместе с ребенком ("хором"). Если ребенок следит глазами за выразительным неторопливым чтением взрослого или вполголоса читает вместе с ним, то скорость восприятия и чтения увеличивается.

Детей первого-второго классов следует учить чтению по щадящему режиму. Малыш читает одну-две строчки и отдыхает. Иллюстрации в данном случае помогают передохнуть и подготовиться к восприятию прочитанных предложений.

Чтобы приучить детей самостоятельно читать, полезно использовать следующий прием. Взрослый читает ребенку вслух и прекращает чтение на самом интересном месте. Увлеченный желанием узнать, что произойдет дальше, ребенок продолжает чтение самостоятельно. Позже обязательно спросите, о чем он прочитал, похвалите за самостоятельность. Можно рассказать ребенку эпизод из произведения и вместо ответа на вопрос: «А что же дальше?» дать ему книгу.

Очень полезно практиковать домашнее чтение вслух. При этом читать надо вместе с ребенком по 20-30 минут. О прочитанных книгах нужно разговаривать, размышлять.

Внимание, поддержка, заинтересованность родителей в успехе сына или дочери прибавят ребенку уверенности и воодушевления. Доброжелательная, спокойная обстановка в доме помогает справиться с трудностями в учении.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

• Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

• Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

• Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

• Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

• Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

• Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

• Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

• Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

• Воспитывайте бережное отношение к книге.

• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

(Источник: http://pgglib.ihb.by)