"Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст" Прихожан А.М. - Питер, 2009. - 192 c.

 

В книге рассматриваются такие понятия, как страх, тревога, тревожность. Здесь излагаются результаты многолетнего исследования источников, причин, возрастных и индивидуальных форм проявления тревожности на разных этапах детства: от старшего дошкольного до раннего юношеского возраста.

К изданию прилагается CD, содержащий разработанные или модифицированные автором методики диагностики тревожности, особенностей Я-концепции, приемы и способы работы с тревожными детьми. Эти материалы могут использоваться как в исследовательских целях, так и в работе практических психологов.

Книга может быть полезна психологам-исследователям в области общей, социальной психологии, психологии развития, практическим психологам и педагогам, а также студентам соответствующих специальностей.

 

Оглавление

Введение ......................................................................................

Глава 1. История и современное состояние проблемы тревожности .

1.1. Тревожность, тревога и страх..................................................

1.2. Психологические причины тревожности и способы ее преодоления.........................................................................

Глава 2. Особенности состояния тревоги и страхи у детей разных возрастов .......................................................................

2.1. Динамика уровня тревожности учащихся (1-11-й классы). Половозрастные различия......................................................

2.2. Содержание страхов и тревог у детей разных возрастов............

2.3. Характер переживания страхов и тревог. Формы проявления тревоги ................................................................................

2.4. Влияние тревоги на успешность деятельности..........................

Глава 3. Феноменология тревожности как устойчивого образования

3.1. Распространенность устойчивой тревожности у детей и подростков. Половозрастные различия.................................

3.2. Стабильность тревожности как личностного образования..........

3.3. Виды тревожности. Общая и частная тревожность ....................

3.4. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности......................................

Глава 4. О причинах тревожности как свойства личности................

4.1. Эмоциональный опыт тревожных детей и подростков...............

4.2. Внешние источники тревожности...........................................

4.3. Внутриличностные источники тревожности.............................

Заключение.

Причины, профилактика и преодоление тревожности

Литература....................................................................................

 

P.S.

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА АДАПТАЦИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (методическая разработка)

Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности

 

- "Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика." Прихожан А. М. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).

В книге излагаются результаты многолетнего исследования, посвященного изучению тревоги как состояния и тревожности как устойчивого функционального образования на разных этапах детства: от старшего дошкольного до раннего юношеского возраста. Рассматриваются источники, причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации и преодоления тревоги и тревожности.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Глава 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ 8

1.1. Тревожность, тревога и страх 8

1.2. Тревожность и страх: историко-философский контекст 15

1.3. Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии 26

1.4. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии 38

1.4.1. Страх в классических теориях эмоций 38

1.4.2. Тревожность и страх в теории научения 42

1.4.3. Тревожность и страх в классическом психоанализе 50

1.5. Психологические причины тревожности и способы ее преодоления 65

1.5.1. Тревожность и стресс 66

1.5.2. Тревожность как функция межличностных отношений 70

1.5.3. Тревожность и внутренний конфликт 80

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОГИ И СТРАХИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА 87

2.1. Динамика уровня тревожности учащихся (1—11-й классы). Половозрастные различия 87

2.2. Содержание страхов и тревог у детей разного возраста 93

2.3. Характер переживания страхов и тревог. Формы проявления тревоги 104

2.4. Влияние тревоги на успешность деятельности 118

Глава 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК УСТОЙЧИВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 128

3.1. Распространенность устойчивой тревожности у детей и подростков в 1970—1990 гг. Половозрастные различия 128

3.2. Стабильность состояния тревожности как личностного образования 136

3.3. Виды тревожности. Общая и частная тревожность 147

3.4. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности 153

Глава 4. О ПРИЧИНАХ ТРЕВОЖНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 165

4.1. Эмоциональный опыт тревожных детей и подростков 165

4.2. Внешние источники тревожности 179

4.2.1. Особенности семейного воспитания 179

4.2.2. Школьная успешность, взаимоотношения с учителями и сверстниками 190

4.2.3. Посттравматический стресс и экология. Природные предпосылки тревожности 201

4.3. Внутриличностные источники тревожности 210

ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ (вместо заключения) 223

Приложение 1. ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ ЯВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (CMAS) 233

Приложение 2. ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10—16 ЛЕТ 242

Приложение 3. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И РОДИТЕЛЬСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 252

Приложение 4. Методика «МЕЧТЫ, НАДЕЖДЫ, СТРАХИ И ОПАСЕНИЯ» 260

Приложение 5. ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (младший школьный возраст) 264

Литература 290

 

-  "Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция." Микляева А. В., Румянцева П. В. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с, ил.

В книге подробно описаны причины и феноменология школьной тревожности, методики для диагностики тревожности (как известные, так и авторские), приведены подробные программы работы с учащимися, педагогами и родителями в контексте проблемы школьной тревожности. Книга будет полезной для психологов, педагогов, родителей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...........9

Глава 1 ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК «МИШЕНЬ» РАБОТЫ ПСИХОЛОГА .....12

Общепсихологические представления о тревоге и тревожности 12

Тревога и тревожность у детей.......23

Психологическая специфика школьной тревожности......26

Причины школьной тревожности......26

Динамика школьной тревожности...... 34

Проявление школьной тревожности в поведении учащихся.......37

Глава 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ......49

Глава 3 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ .......52

Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся......54

Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся .... 58

Проективная методика для диагностики школьной тревожности........61 Опросник школьной тревожности Филлипса......64

Шкала тревожности.........69

Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности........74

Метод незаконченных предложений........87

Цвето-ассоциативная методика А. М. Парачева.......89

Отчет о результатах психодиагностического обследования учеников 10-б класса.....92

Отчет о результатах исследования эмоционального отношения учеников 10-б к классному руководителю……….93

Глава 4 РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИМИСЯ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ .......95

Индивидуальная работа по проблеме школьной тревожности... 96

Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности для детей разных возрастов 104

Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся первого класса……112

Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы......112

Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил.......114

Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей.....115

Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности.......116

Занятие 5. Разрядка школьной тревожности.....116

Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций.....117

Занятие 7. Тренировка гибкости поведения.......118

Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе ..119

Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.....120

Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников......120

Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении........121

Занятие 12. Подведение итогов......122

Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 1)......122

Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы.......122

Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил.......124

Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей.......125

Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности.......126

Занятие 5. Разрядка школьной тревожности.......127

Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания страшилки.......128

Занятие 7. Тренировка гибкости поведения......129

Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе ..130

Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.....130

Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников.....131

Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении.......132

Занятие 12. Подведение итогов....132

Программа занятий по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 2)………133

Занятие 1. Выработка правил работы в группе, сплочение участников.......133

Занятие 2. Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью.......135

Занятие 3. Школьные страхи....... 136

Занятие 4. Школьные страхи.........138

Занятие 5. Школьные страхи........139

Занятие 6. Агрессивность.............140

Занятие 7. Агрессивность.............141

Занятие 8. Принятие себя...........142

Занятие 9. Принятие себя...........144

Занятие 10. Принятие себя, интеграция полученного опыта.....145

Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса...........146

Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы.....146

Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил.......148

Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей......149

Занятие 4. Вербализация переживания школьной тревожности.....150

Занятие 5. Разрядка школьной тревожности........151

Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций.....152

Занятие 7. Тренировка гибкости поведения.......153

Занятие 8. Закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля.......154

Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.....154

Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников......155

Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении......156

Занятие 12. Подведение итогов.......156

Эффективность предлагаемых программ по работе со школьной тревожностью......157

Глава 5 ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ПО ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ......163

Циклы психопрофилактических классных часов.....164

«Я — школьник» (адаптационные классные часы для первоклассников).....165

Занятие 1. Кто такой школьник?.....165

Занятие 2. Школьный распорядок.....166

Занятие 3. Школьные правила.........167

Занятие 4. Предметы и учителя......168

Занятие 5. Наш класс.....169

Занятие 6. Наша школа.....170

«Мы — пятиклассники» (адаптационные классные часы для пятиклассников).....171

Занятие 1. Пятый класс: что нового?......171

Занятие 2. Правила школьной жизни......172

Занятие 3. Наш класс.......173

Занятие 4. Наши учителя........174

Занятие 5. Школьные предметы......175

Занятие 6. Психологическая аптечка......176

«Как пережить экзамены?» (адаптационные классные часы для учащихся девятых и одиннадцатых классов)……177

Занятие 1. Что такое экзамен?........177

Занятие 2. Как отвечать на экзамене......177

Занятие 3. Экзаменационные оценки.......178

Занятие 4. Экзамен и здоровье.........179

Занятие 5. Как готовиться к экзамену?........180

Как выжить в старшей школе (адаптационные классные часы для учащихся десятых классов).....181

Занятие 1. Знакомство.......181

Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы.....182

Занятие 3. Цели обучения в старшей школе.......182

Занятие 4. Мое время........184

Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника.......185

План обучающего семинара для педагогов — ведущих классных часов......186

Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности......187

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов………187

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов.........190

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и одиннадцатых классов......195

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов ……199

Родительские собрания в структуре психопрофилактических мероприятий.....202

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......208

ЛИТЕРАТУРА........209

ПРИЛОЖЕНИЯ .......214

Приложение 1. Стимульный материал к Проективной методике для диагностики школьной тревожности……….214

Набор А...........214

Набор Б..........220

Приложение 2. Дополнительные оценочные шкалы для интерпретации проективных рисунков «Я в школе» и «Школа зверей»........227

Приложение 3. Результаты стандартизации процедуры обработки проективного рисунка «Школа зверей».........227

Приложение 4. Материалы к программам групповой работы по проблеме школьной тревожности..........230

1-й класс, занятие 1......230

1-й класс, занятие 4.......233

1-й класс, занятие 5.......234

1-й класс, занятие 11.......237

1-й класс, занятие 12 (диплом достижений)........238

5-й класс, занятие 1 (план интервью)........238

5-й класс, занятие 5 (правила написания страшилки)...... 238

5-й класс, занятие 12........239

8-й класс, занятие 3..........239

8-й класс, занятие 4..........239

8-й класс, занятие 6..........240

8-й класс, занятие 12..........240

Приложение 5. Материалы для проведения адаптационных классных часов.......240

8-й класс, занятие 1.......240

8-й класс, занятие 3........243

5-й класс, занятие 6........244

9-й (11-й) класс, занятие 5......245

10-й класс, занятие 1........245